Словарь маркетологаРынок 19 апреля 2022 9 мин на чтение 473 781 Артур ЗахаровКонтент-менеджер Содержание Нет времени читать? 802923.12.34.150 Нажмите, чтобы проголосовать Рынок 0 5 0 0Рынок существует больше шести тысяч лет, он принимал самые примитивные формы, пока не дорос до современного вида. Важно следить за состоянием рынка, оценивать конкурентов и цены — ведь очень сложно построить успешный бизнес или даже создать маркетинговую стратегию, не понимая основ экономики. В статье расскажем, что такое рынок, его виды и функции.Что такое рынокРынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.Признаки рынкаКаждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.Цена, которая не регулируется самостоятельно, а зависит от спроса и предложения.Функции рынкаРынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.Формы организацииДля нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.Популярные формы организации рынка:Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).Виды рынковРынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;по легальности — легальный, нелегальный;по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.Преимущества и недостатки рынкаПреимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:все зависит от случая;невозможно сделать долгосрочный прогноз;проблемы с экологией;безработица;рост цен, инфляция.Законы рынкаЧтобы рынок функционировал, есть определенные правила, которые регулируют его работу. Благодаря этим правилам поддерживают гармонию и здоровую экономику. Существуют три базовых закона рынка: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции.Закон стоимостиСогласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.Закон спроса и предложенияЗакон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.Закон конкуренцииРынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.Способы регулирования рынка государствомГосударство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;налоги.Условия развития рыночного хозяйстваЧтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.ЗаключениеСовременное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения. К поиску по словамАртур ЗахаровКонтент-менеджер