Словарь маркетологаНиша 19 апреля 2022 7 мин на чтение 39 111 Артур ЗахаровКонтент-менеджер Содержание Нет времени читать? 800513.139.72.152 Нажмите, чтобы проголосовать Ниша 0 5 0 0Рыночная ниша — это оптимальный для предпринимателя сегмент рынка с минимальной конкуренцией и наибольшим спросом на товар или услуги, что позволяет проявить преимущества перед конкурентами. Как найти свою нишу — узнаете из статьи.Что такое нишаРыночная ниша — это часть рынка, в котором низкая конкуренция помогает предприятию добиться успеха. Если правильно найти сферу приложения сил, то у компании будет рыночное преимущество.Чем отличается от сегментаПонятия ниши и сегмента близки друг к другу. Отличие в том, что ниша — узкий участок рынка, где ослаблена или отсутствует конкуренция. А сегмент — значительная часть рынка из одной отрасли. Внутри сегмента как раз идет формирование ниш. Например, рынок молочной продукции — сегмент, а творог, молоко, сливки — рыночные ниши с ограниченной емкостью и сроком существования.Основные характеристикиРыночная ниша характеризуется:индивидуальными запросами узких групп потребителей, фирма обязана предоставить соответствующий комплекс товаров и услуг;стабильностью и небольшой емкостью рынка;слабой рыночной конкуренцией или ее отсутствием;образованием на стыке нескольких сегментов.ВидыНиши делят на несколько видов в зависимости от метода их образования:Целевой маркетинг. Ниши настолько небольшие, что не выгодны для крупных компаний. Это различные стартапы или новый бизнес с небольшим притоком покупателей.Возникшие в результате уникального стечения обстоятельств. Образуются при формировании нужд и запросов покупателей на еще не существующие товары или услуги.Вертикальный маркетинг. Реализуются в нескольких сегментах или совместно с близкими по потребительским свойствам продуктами.Горизонтальный маркетинг. Предприятие постоянно расширяет ассортимент товаров для определенных потребителей. Характерны для одного целевого сегмента.Кустовой маркетинг. Позволяет работать с постоянными потребителями, предоставляя комплексы товаров и услуг в одном месте.Требования к выбору нишиЧтобы найти нишу, учитывают соблюдение некоторых условий:востребованность предлагаемой идеи;уникальность предложения и отсутствие конкуренции;ориентированность на клиента;обеспечение достаточной емкости для того, чтобы вложения окупились.Выбор ниши напоминает поиск свободного пространства, которое необходимо заполнить.Методы поиска нишиЧтобы найти нишу, важно определить:свои сильные стороны, которые помогут в бизнесе;за что будут платить деньги покупатели;сферу, где недостаточно высокая конкуренция;комфортную для работы рыночную сферу;факторы и условия, влияющие на доход (законы, проекты, политика, конкурентность).Как определить нишу: порядок действийПоиск ниши важен, так как он определит деятельность предприятия в течение длительного периода. Для поиска оптимальной рыночной ниши необходимо:Провести маркетинговые исследования рынка, чтобы определить соответствие собственных конкурентных способностей.На основе изучения выбрать вертикальную нишу рынка, чтобы определить свое место в цепочке от производителя до розничного торговца.Определиться со своим местом в горизонтальной нише рынка. Компания выбирает те продукты, в производстве которых получит максимальные преимущества перед конкурентами.Уточнить, какие уникальные умения и возможности можно предложить потребителям. Важно использовать все свои преимущества.Подробно изучить произошедшие перемены в законодательной сфере или в расстановке сил среди участников рынка, с учетом действий местной власти, определить их влияние на потребителей и работу предприятия.Выбрав нишу, оцените потенциально возможный объем продаж товара за определенный период времени.Основные ошибки при выборе нишиПри выборе ниши организуйте работу так, чтобы избежать следующих ошибок:отсутствие знаний и опыта в выбранной сфере;отсутствие маркетинговых исследований;нет анализа целевой группы потребителей;не было тестирование спроса на продукцию;недостаточная клиентоориентированность.Самые перспективные рыночные ниши в РоссииВ России наиболее перспективными считаются ниши:мобильные платежи: примерами служат продукты компаний PayPal, Apple, Google;«умные вещи», которые синхронизируются с телефоном: ТВ, кофеварка, часы и т.п.;сфера онлайн-обучения (курсы, тренинги, мастер-классы и прочее);продажа различных гаджетов, например, робот-пылесос.ЗаключениеПоиск рыночной ниши для предприятия позволит определить стратегию развития на долгое время. Анализируйте и продвигайте свою нишу, без динамики и развития вероятность успеха невелика. Предлагайте клиентам новые и необходимые товары. Ниши формируются и в традиционных отраслях, что дает возможность создания новых участков рынка. К поиску по словамАртур ЗахаровКонтент-менеджер