Словарь маркетологаАссортимент 14 апреля 2022 9 мин на чтение 17 918 Артур ЗахаровКонтент-менеджер Содержание Нет времени читать? 7743318.225.72.161 Нажмите, чтобы проголосовать Ассортимент 0 5 0 0Грамотное формирование ассортимента способствует прибыльности бизнеса и его дальнейшему развитию. Покупатели любят широкий ассортимент — есть из чего выбирать. Но для этого нужно много ресурсов. О способах формирования ассортимента — расскажем в статье.Что такое ассортиментАссортимент (с франц. «подбор продукции различных классов и исполнения») — это перечень предлагаемых организацией товаров или услуг для удовлетворения конкретных потребностей человека.СтруктураСтруктура ассортимента формируется с учетом технической и финансовой базы, а также с определением экономической эффективности деятельности организации. Она состоит из следующих классификационных признаков:место нахождения;широта охвата;глубина охвата;характер потребностей;степень их удовлетворения.Перечисленные особенности предусматривают разделение представленного перечня продукции по различным группам, подгруппам, видам и вариациям.ВидыАнализируя каждый из представленных выше признаков, необходимо отметить, что по месту нахождения ассортимент может быть:торговым — представленным в магазинах, рассчитанных на бытового потребителя, с оптовой или розничной реализацией;промышленным — предназначенным для предприятий отдельной промышленной отрасли или их групп. Такая продукция проходит обязательную сертификацию на соответствие требованиям государственных стандартов, работа в данной сфере требует получения соответствующего разрешения.В зависимости от широты и глубины охвата продукция бывает:простая — ограниченный перечень товаров повседневного употребления;сложная — с расширенным каталогом, рассчитанным на клиентов с разным достатком;развернутая — предлагается специализированными поставщиками, которые делают предложение разнообразнее за счет выделения индивидуальных черт товара в группе однотипных;видовая — предназначена для удовлетворения определенных нужд потребителя;марочная — список однотипных предложений от конкретной марки производителя;сопутствующая — дополняет отдельные группы товаров;смешанная — предполагает совмещение продукции продовольственного и промышленного назначения.С учетом степени удовлетворения различают предложения:Рациональные. Для удовлетворения обоснованных потребностей при максимальном обеспечении качества жизни.Оптимальные. Отличаются большей степенью конкуренции из-за необходимости максимального удовлетворения запроса покупателя при минимальных затратах.В зависимости от характера удовлетворяемых потребностей различают товары:реальные — продавец располагает ими фактически;прогнозируемые — определяются путем расчетов нужд и запросов покупателей.Параметры ассортиментаХарактеристики ассортимента определяют с учетом анализа ряда параметров:глубины — наличия широкого ряда предложений по одной группе товаров;насыщенности — количества товаров, которыми представлена определенная группа;сочетаемости — показателя совместимости различных групп товаров, этот критерий применим в отношении продукции, рассчитанной на розничного покупателя;новизны — способности удовлетворять запросы клиентов за счет новых образцов продукции.Перечисленные критерии определяются в виде коэффициентов, указывающих на степень приближенности показателя к базовому.В процессе изучения эффективности работы торговой компании на основе перечисленных параметров строят ситуационную модель, чтобы выяснить степень достаточности предложенного ассортимента.При проведении классического ассортиментного ABC-анализа определяют, какая доля прибыли получена от того или иного выбора товаров. К примеру, после анализа издержек и доходов магазина может быть выявлено:общий перечень товаров включает 50 позиций;по 8 из них общая доля прибыли составила 70%;5 позиций продукции принесли доход в размере 20%;на остальные продукты пришлось 10% прибыли.Подобная картина неравномерного распределения характерна для большинства торговых предприятий. Но это не означает, что следует прибегать к сужению выбора представленной продукции. Товары, пользующиеся большим спросом, закупаются в соответствующем количестве, а остальные продукты расширяют ассортимент, дополнительно привлекая покупателей.Как формируется ассортиментЛюбой бизнес ставит основной целью получение прибыли. Достичь ее можно при условии правильного формирования ассортимента.Процесс управления ассортиментом состоит из:планирования — в ходе маркетинговых мероприятий изучается покупательский спрос для определения позиций продукции, пользующейся наибольшей популярностью;организации — подбор оптимального перечня предложений;координации — формирование ассортиментного портфеля, стратегических групп товаров, установление разумных надбавок;контроля — управление запасами продукции, обеспечение регулярности поставок и широты выбора.Грамотная организация политики торговой компании возможна при соблюдении некоторых условий:правильное определение целевой аудитории;знание целей торговой компании;формирование верных выводов из анализа полученной информации.Эффективная торговая деятельность невозможна без правильной организации формирования предложения с учетом потребительского спроса.Способы формированияАссортимент продукции формируется методами:Пополнение. Своевременное увеличение количества товаров по определенным позициям с учетом темпа продаж.Расширение. Включение дополнительных наименований и образцов.Обновление. Постоянное изучение новой продукции и последующая замена позиций, утративших популярность.Распространение товарного знака. Брендовые изделия пользуются большим спросом, что позволяет увеличить товарооборот без дополнительных затрат на производство и закупку.Сокращение. Те виды товаров, на которых спрос отсутствует, исключаются из представленного в продаже ассортимента.Рациональная организация торговой деятельности предполагает комбинирование перечисленных способов для обеспечения наиболее привлекательного выбора.Кто управляет ассортиментомС помощью регулирования прямых и обратных связей между продавцами, покупателями и производителями обеспечивается установление и поддержание подбора продуктов в ассортиментной линейке.Решение этой задачи в первую очередь стоит перед торговыми специалистами, обученными маркетингу, а также с опытом и навыками работы в данной сфере.Сложность в управлении ассортиментом обусловлена следующими особенностями:постоянное обновление производимых товаров, что требует знания качеств всей продукции;большое количество позиций;недостаток или некорректность данных о потребностях клиентов.Управлять широтой ассортимента должно руководство торговой компании. Для этого необходимо привлекать квалифицированный персонал либо грамотно обучать имеющийся. Также решение задачи зависит от стадии развития промышленного производства, науки и техники. От этого зависит степень покрытия растущего спроса населения соответствующими товарами.ЗаключениеАссортимент продукции — базовое понятие, знание особенностей и характеристик которого во многом определяет успех деятельности торговой компании. От своевременности обновления и расширения спектра товаров и услуг зависит конкурентоспособность организации, ведь без продуманной стратегии невозможно дальнейшее развитие и укрепление позиций на рынке. К поиску по словамАртур ЗахаровКонтент-менеджер