Акция!
В ноябре скидка 50% на Смарт-коммуникации при покупке WhatsApp для бизнеса.
Реклама ООО «Колтач Солюшнс»
ИНН 7703388936
erid: 2VtzqxRbFoi
Недобросовестная конкуренция: что это и какие грозят последствия Что такое недобросовестная конкуренция и в чем она выражается: формы и виды. Какая ответственность грозит: риски использования. Как защититься от незаконных методов борьбы конкурентов. Недобросовестная конкуренция: что это и чем грозит
Средняя оценка 4.0 Общее количество оценок 4
10 апреля 2023
Нет времени читать?
Отправить статью на почту
Главная | Блог | Темы | Бизнес | Недобросовестная конкуренция: что это и чем грозит

Недобросовестная конкуренция: что это и чем грозит

10 апреля 2023
15 мин на чтение
15 622
Недобросовестная конкуренция: что это и чем грозит
author__photo

Рыночная система не существует без конкуренции. Она обеспечивает поступательное движение рыночным отношениям и закладывает основу для развития производства. Компании соперничают друг с другом за покупателей — улучшают качество продуктов и услуг, выводят на рынок актуальные новинки. 

Но иногда такое соперничество вредит бизнесу, потребителям, рынку и всей экономике в целом. Рассказываем, что такое недобросовестная конкуренция и в чем она выражается — о ее формах и видах. 

Что такое недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция — это причинение репутационного и финансового ущерба другим участникам рынка. Нередко предприниматели и компании для этого нарушают закон.

Виды и формы 

Виды недобросовестной конкуренции перечислены в главе 2.1. ФЗ № 135 «О защите конкуренции». К ним относятся:

  • Дискредитация — обман потребителя через распространение неверной информации о другом хозяйствующем субъекте (конкуренте). Это ухудшает его образ в глазах покупателей.
  • Введение в заблуждение — обман клиентов по качеству и параметрам продукции. Цель — сформировать положительный образ, который не соответствует действительности.
  • Необоснованное сравнение — попытка выставить товар или бренд лучше, чем у конкурентов, без указания причин.
  • Использование чужой интеллектуальной собственности — применение участниками рынка элементов фирменного стиля соперников для привлечения их клиентов.
  • Использование и распространение коммерческой или иной охраняемой законом тайны — эксплуатация чужих данных, которые не предназначены для широкого круга лиц и имеют ценность для их владельца.
  • Демпинг — недобросовестный метод ценовой конкуренции, подразумевающий существенное снижение цен для вытеснения с рынка брендов, которые не могут уменьшить стоимость продукта.
  • Подкуп экспертов и лидеров мнений для привлечения негативного внимания со стороны покупателей. Никто не запрещает сотрудничать с блогерами, но в данном случае речь о том, что инфлюенсер сообщает подписчикам неправду.
  • Давление на сотрудников компании — получение у них посредством подкупа закрытой информации о продукте или бизнес-процессе.
  • Угрозы конкурентам. А также учинение препятствий в деятельности или призывы к бойкотированию.
  • Копирование чужих товаров, услуг и публичных коммерческих аспектов — фирменного наименования, логотипа и прочих.

Согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности, которая регулирует конкуренцию на рынке, есть три вида недобросовестного соперничества:

  • любая деятельность, которая нацелена на привлечение внимания к бренду за счет успехов и узнаваемости конкурента;
  • любые действия, дискредитирующие другой бизнес;
  • обман потребителя — введение его в заблуждение путем приписывания продукту несуществующих качеств и характеристик.

Парижская конвенция — первый в мире документ, который регламентирует охрану прав на промышленную собственность. Вышеперечисленные положения актуальны в российских реалиях.

Какая ответственность грозит 

Недобросовестная конкуренция уже давно не вопрос морали. Нечестное соперничество преследует закон, а именно — Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

ФАС принимает жалобы, поступающие от участников рынка. Ее представители приходят к нарушителю с инспекцией. Если его вина будет доказана, то дело может окончиться предупреждением или штрафом, а также выплатой пострадавшему конкуренту денежной компенсации.

Административная ответственность предусмотрена в ст. 14.3, ст. 14.33 КоАП РФ и подразумевает штраф от 100 000 до 500 000 рублей.

Уголовная ответственность наступает при наличии признаков состава преступления, предусмотренных в УК РФ. Понесет ли нарушитель уголовную ответственность, зависит от тяжести деяния, а также его соответствия ст. 178–180 УК РФ, ст.183 УК РФ, ст. 146–147 УК РФ. К преступным действиям относят демпинг, картельные сговоры, причинение ущерба, промышленный шпионаж, подкуп, угрозы, разглашение коммерческой тайны, пиратскую деятельность и прочее.

Calltouch
Привлекайте, конвертируйте
и анализируйте ваших клиентов
Платформа омниканального маркетинга
Подробнее

Недобросовестная конкуренция: примеры из судебной практики

Дискредитация конкурента

Производителю нельзя лгать или распространять иную порочащую информацию, так как это запрещает глава 2.1. ФЗ № 135 «О защите конкуренции».

Например, ФАС получила жалобу от одной из компаний, обслуживающих системы пожарной сигнализации в Москве. Основанием для обращения стали действия подрядчика, который отправил потенциальным клиентам рассылку, где дискредитировал другие компании.

Он обвинил конкурентов в нарушении правил технического обслуживания и указал на отсутствие у них определенного протокола, что якобы гарантировало штрафы от МЧС в случае работы с ними. Все это оказалось ложью. 

К дискредитации не относят сбор и распространение реальной информации о низком качестве оказания услуг или иных нарушениях.

Ложь о товаре

Производителю запрещено сообщать потребителю недостоверную информацию о своей продукции. Речь идет о качествах, технических и других характеристиках товара, которые не соответствуют действительности.

Например, на рынке появился чай под названием «Краснодарский» — он пользуется определенной популярностью среди любителей напитка. У продавца было разрешение на реализацию товара, произведенного в Краснодарском крае. Но на деле оказалось, что компания продавала напиток на основе чайного листа, собранного в Индии, Танзании и Китае. 

Эта ложь отрицательно повлияла не только на обманутых потребителей, но и на репутацию производителей, которые занимаются реализацией чая именно из Краснодарского края. Владелец бренда «Краснодарский» отвечал перед судом и проиграл его. 

Необоснованное превосходство

Необоснованное превосходство — это приукрашивание свойств товара, особенностей его производства и прочего. Например, к нему относят добавление в описание продукта эксклюзивных и при этом несуществующих качеств или публичное негативное сравнение с аналогами конкурентов. 

Некорректное сравнение или заявление о превосходстве нарушает ФЗ № 135 «О защите конкуренции». Чтобы избежать этого, нельзя говорить о своем продукте как о «лучшем», «самом качественном», «уникальном» и «не имеющем аналогов» при отсутствии объективных доказательств.

Хорошим примером служит ситуация с «Почтой России», которая проиграла суд московскому УФАС. Оно предъявило претензии к рекламному объявлению следующего содержания: «Меняемся, чтобы быть ближе. Одна страна, одна почта». При этом в РФ работает более 30 тысяч курьерских компаний, а из рекламы «Почты России» следует, что она — единственная организация, которая осуществляет доставку посылок.

Реклама под чужим товарным знаком

Производителям запрещено использовать чужие товарные знаки, так как это является нарушением ФЗ № 135 «О защите конкуренции». Исключение из этого правила — франшиза. Только таким путем можно разместить на баннере, в рекламном объявлении или на вывеске раскрученные имя или логотип.

Такая ситуация произошла с CarFix — создателем приложения для смартфона, предназначенного для поиска сервисов по ремонту машин. Он назвал его «Ремонтиста». Пользователи искали софт по названию и попадали на сайт конкурента — одноименного российского сервиса, с помощью которого можно найти СТО онлайн. 

Владелец агрегатора автосервисов подал в суд на CarFix и выиграл дело — размер компенсации составил 1 млн рублей. При его расчете учли рыночную стоимость товарного знака и размер роялти, которую бы ответчик выплачивал, если бы использовал его на законных основаниях. 

Копирование чужого бренда

ФЗ № 135 «О защите конкуренции» запрещает имитировать и копировать наименование и внешние особенности (форму, дизайн, упаковку) товара конкурентов. Это нужно для того, чтобы покупатели приобретали оригинальную продукцию, а не копии от недобросовестного производителя, который хочет нажиться на чужом имени.

За копирование товара отечественный завод получил штраф в размере 100 тысяч рублей. Причиной для тяжб послужил незаконный нейминг напитка со вкусом лесных ягод. Оригинальный напиток назывался «АЙСИ Чай», альтернативное название — «АЙСИ Ягода». Недобросовестный конкурент выпустил на рынок продукцию с названиями «ICE Ягода» и «ICE Чай».

Использование коммерческой тайны

Компания, использующая в своих интересах сведения, которые составляют коммерческую тайну другой организации, нарушает закон. К ним относятся рецептуры и технологии производства, уникальные разработки, содержание учебных курсов и иных инфопродуктов, названия и контактные данные клиентов и прочее. 

Состав коммерческой тайны и запрет на ее разглашение указывают в документах — например в трудовых договорах и соглашениях NDA, которые новые сотрудники подписывают перед началом онбординга. Если специалист после увольнения разгласил эти сведения, бывший работодатель имеет право подать на него в суд.

Если будет доказано, что менеджер по продажам, например, при уходе в другую компанию забрал с собой клиентскую базу, УФАС запретит использование украденных номеров телефонов и другой контактной информации.

Как защититься от недобросовестной конкуренции

Защититься от незаконных методов соперничества на рынке можно как самостоятельно, так и при помощи административных мер

Если вы уличили конкурента в нечестной борьбе, изучите ФЗ № 135 «О защите конкуренции» и ФЗ № 38 «О рекламе»

Если с опорой на эти нормативные акты вы установили, что он использует незаконные методы, попробуйте обратиться к собственнику лично или составьте досудебную претензию. Возможно, что нечестную конкуренцию практикует единственный сотрудник компании без ведома руководителя, и проблему удастся урегулировать мирным путем. Если нарушитель не идет на контакт, вы имеете право обратиться в УФАС или суд — и потребовать законную компенсацию.

Рекомендуем делегировать сопровождение дела профессиональным юристам. Специалист правильно составит заявление и соберет пакет документов для суда. Вы сэкономите массу времени, которое можно потратить на решение других задач — например, на продвижение бизнеса.

Отслеживайте эффективность продвижения бизнеса с помощью Сквозной аналитики Calltouch. Сервис объединит данные о работе рекламных площадок в один отчет. Кроме того, программа подсчитает количество лидов и закрытых сделок, а также прибыль по ним, а затем свяжет результаты расчетов с каналами трафика. 

Сквозная аналитика
Оценивайте эффективность всех рекламных кампаний в одном окне от клика до ROI
Вкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов
Подробнее

Коротко о главном 

  • Конкуренция — неотъемлемая часть рыночных отношений. Она позволяет экономике нормально функционировать и развиваться. Но у этого явления есть отрицательная сторона — нечестное соперничество. 
  • Недобросовестная конкуренция — это ущерб для участников рынка и потребителей, которых намеренно вводят в заблуждение. Рыночные отношения регулирует ФЗ № 135 «О защите конкуренции».
  • Существует масса форм недобросовестной конкуренции — дискредитация соперника, копирование бренда, намеренная ложь о продукте и прочие. Если пострадавшая сторона сможет доказать факт нарушения и подтвердить размер ущерба, недобросовестный бизнесмен заплатит существенную компенсацию и нанесет серьезный урон своей репутации.
Редактор блога Calltouch
Нет времени читать?
Оцените
Поделитесь с друзьями
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нравится наш блог?
Давайте дружить!
Медиакит
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]

Повышаем конверсию на каждом этапе воронки

Чтобы клиент шел по своему пути точно к цели, маркетологу нужны информация и сервисы – свои на каждом этапе. Инструменты Calltouch могут закрыть все потребности маркетинга на пути клиента.

У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике использования файлов cookie.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить