Акция!
В ноябре скидка 50% на Смарт-коммуникации при покупке WhatsApp для бизнеса.
Реклама ООО «Колтач Солюшнс»
ИНН 7703388936
erid: 2VtzqxRbFoi
Коммерческая тайна: что это такое, категории конфиденциальной информации, ответственность за разглашение, меры защиты Что такое коммерческая тайна, какая информация к ней относится. Какие есть меры по защите коммерческой тайны. Кто несет ответственность за ее разглашение и как это доказать. Коммерческая тайна: особенности режима и правовой защиты
Средняя оценка 5.0 Общее количество оценок 1
20 апреля 2023
Нет времени читать?
Отправить статью на почту
Главная | Блог | Темы | Бизнес | Коммерческая тайна: особенности режима и правовой защиты

Коммерческая тайна: особенности режима и правовой защиты

20 апреля 2023
11 мин на чтение
8 479
Коммерческая тайна: особенности режима и правовой защиты
author__photo

Информация — ценный корпоративный актив. Чтобы его не потерять, компания может объявить важные сведения коммерческой тайной. Но сделать это нужно правильно, чтобы сотрудники понимали — в случае разглашения их ожидает ответственность.

Рассказываем, что такое коммерческая тайна по закону, как правильно ее оформить и какие действия предпринять в случае разглашения, чтобы взыскать деньги за причинённый ущерб.

Что такое коммерческая тайна

Коммерческая тайна — это специальный режим хранения информации о бизнесе, при котором она приобретает статус конфиденциальной. Обычно его используют в отношении сведений, которые помогают увеличить доходы, привлечь больше клиентов или получить иную выгоду.

Но не вся информация, которая имеет значение для бизнеса, является коммерческой тайной. Важно, чтобы она соответствовала четырем условиям:

  • Неразрывная связь с предпринимательской деятельностью. Например, технология производства товаров или сведения о поставщиках, у которых компания закупает сырье, могут являться секретом, а данные о том, сколько человек работает в организации, нет.
  • Реальная ценность. Если информация никому не интересна и никак не повлияет на состояние бизнеса (например, не повлечет убытков после разглашения), добиться возмещения вреда не удастся.
  • Отсутствие публичности. В отношении данных, которые можно найти в свободном доступе, режим коммерческой тайны не действует, даже если компания объявит их секретными. Аналогично дела обстоят с информацией, которую фирма обязана раскрывать по закону.
  • Оформление согласно закону. Недостаточно на словах предупредить сотрудников, что данные являются секретными. Необходимо издать специальное положение, чтобы установить ответственность за их раскрытие.

Какую конкретно информацию отнести к коммерческой тайне — решает компания. Это могут быть данные о методах расчетов, поставщиках и потребителях, маркетинговых исследованиях, запасах сырья и готовых продуктов на складах, используемых материалах и технологиях производства.

Категории конфиденциальной информации

Коммерческая тайна — не то же самое, что государственная. Она не имеет категорий секретности. Даже если добавлять к маркировке «особо важная» или «совершенно секретная», ничего не поменяется — ответственность за распространение, порядок оформления и другие нюансы останутся прежними.

Кто несет ответственность

Взыскать компенсацию за убытки, причиненные разглашением тайны, можно с сотрудников, государственных органов, других юридических лиц — например, контрагентов. Однако для привлечения к ответственности необходимы два условия. 

Первое — на предприятии действует режим коммерческой тайны, оформленный с соблюдением всех требований закона. Второе — есть доказательства раскрытия секретной информации сотрудником или госорганом, получившим к ней доступ.

Как защитить коммерческую тайну

Шаг 1. Решите, какая информация является секретом

Подготовьте конкретный перечень сведений, которые будет запрещено разглашать. Главное — избегать расплывчатых формулировок. Например, пункт «технология производства штукатурки» можно трактовать по-разному. Если дойдет до судебного разбирательства, доказать вину сотрудника или контрагента будет сложно. Не забывайте, что публичные сведения (например, данные из устава предприятия) не подпадают под режим коммерческой тайны.

Шаг 2. Определите, кто, как и почему будет иметь доступ к данным

Все, что касается работы с тайной, остается на усмотрение компании — законом никаких запретов не предусмотрено. Вы самостоятельно решаете, кто из работников будет знать ваши секреты и как они могут их использовать. Главное — указать, что можно и нельзя делать со сведениями. Например, пересылать в корпоративном чате можно, а распечатывать, отправлять друзьям или перемещать на внешний накопитель — нельзя.

Шаг 3. Оформите режим коммерческой тайны

Подготовьте приказ о том, что относится к секретной информации, и разработайте специальное положение. В него включите все условия о работе с защищенными сведениями. Ознакомьте работников с документами под подпись и внесите изменения в трудовые договоры — добавьте пункт о том, что они должны соблюдать режим коммерческой тайны. И последнее — все документы, которые являются секретными, отметьте грифом «Коммерческая тайна».

Меры за разглашение

Ответственность за разглашение коммерческой тайны зависит от убытков, причиненных компании, и целей, которые преследовал работник.

Чаще всего применяется гражданско-правовая ответственность — возмещение убытков. Бизнес может запросить как 100 000, так и 1 000 000 рублей — зависит от того, к каким последствиям привело разглашение информации.

Окончательное решение о размере компенсации принимает суд. Для этого он рассматривает материалы дела и доводы сторон. Здесь пригодятся приказы и положения, которые предприятие использовало для введения режима коммерческой тайны.

Другая форма ответственности для нарушителя — дисциплинарная. Она применяется в рамках ст. 192 ТК РФ: компания может уволить сотрудника, разгласившего информацию, сделать замечание или выговор. Какую именно меру выбрать — решает работодатель.

Кроме гражданско-правовой и дисциплинарной, возможна административная и даже уголовная ответственность. В первом случае наказание применяется по ст. 13.14 КоАП РФ — штраф от 5 000 до 200 000 рублей, во втором — по ст. 183 УК РФ со штрафом до 1 500 000 рублей и лишением свободы до 3 лет.

К административной и уголовной ответственности при разглашении тайны привлекают редко. Например, в случае со ст. 183 УК РФ необходимо доказать, что сотрудник намеренно собирал конфиденциальные данные через подкуп коллег, угрозы или другое.

Чтобы обезопасить себя от действий недобросовестных конкурентов и вовремя отключить площадки, которые используют накрутку лидов, используйте Антифрод Calltouch. Сервис автоматически определяет сомнительные звонки и помечает их соответствующим тегом. Вы узнаете, какие подрядчики не оправдывают вложений. С помощью этого инструмента вы также оптимизируете работу контакт-центра — операторы больше не будут тратить время на нецелевые обращения.

Антифрод
Защититесь от спама
и некачественных звонков с рекламы
Защититесь от спама и некачественных звонков
с рекламы
Подробнее

Примеры разглашения коммерческой тайны

Бывает, что секреты бизнеса разглашают неосознанно — без цели перепродать информацию или использовать ее для получения другой выгоды. Например, сотрудник гордится новым проектом и рассказывает о нем в своем блоге, забыв о том, что это секрет. У него не было злого умысла, но это не снимает с него ответственности.

Бывают и другие примеры разглашения коммерческой тайны. Например, вынос документов из офиса, фотографирование секретной информации, копирование на жесткий диск или флешку, отправка по электронной почте.

Как доказать

Необходимо провести служебную проверку и получить объяснительную от сотрудника, разгласившего информацию. В качестве доказательств подойдут записи с камер видеонаблюдения, записи из журнала учета, другие подтверждения.

Для взыскания компенсации необходимо обратиться в суд. Потребуется исковое заявление и доказательства нарушения. В иске нужно указать, каким именно способом сотрудник разгласил секретную информацию и к каким последствиям это привело для компании.

Если известно, что работник намеренно собирал конфиденциальные данные и предпринимал для этого незаконные действия (например, шантажировал коллег), подайте заявление в правоохранительные органы. Они проведут проверку и примут решение о возбуждении уголовного дела.

Calltouch
Привлекайте, конвертируйте
и анализируйте ваших клиентов
Платформа омниканального маркетинга
Подробнее
Где прописывается коммерческая тайна?

В положении о коммерческой тайне. В нем указывается, что относится к секретам фирмы, кто из сотрудников имеет к ним доступ, как они могут их использовать и что нельзя с ними делать. Положение начинает действовать только после издания соответствующего приказа.

Кто определяет коммерческую тайну?

Все, что касается коммерческой тайны, определяет руководство компании. Разработкой положения занимается самостоятельно директор или отдельная экспертная комиссия — например, юрист и бухгалтер.

Чем отличается от конфиденциальной информации?

Коммерческая тайна неразрывно связана с рыночной деятельностью и перестает быть ценной после того, как ее раскроют. Этим она отличается от конфиденциальной информации, которая может включать любые сведения (например, о частной жизни) и не теряет своей ценности после разглашения.

Что нельзя признать коммерческой тайной?

Сведения, которые не имеют ценности для компании, являются публичными или подлежат раскрытию по закону. Привлечь к ответственности за разглашение этой информации нельзя.

Сколько хранится коммерческая тайна?

Срок не установлен законом и остается на усмотрение фирмы. Главное — указать его в положении о коммерческой тайне или должностной инструкции.

Коротко о главном

  • К коммерческой тайне можно отнести сведения, благодаря которым компания получает выгоду — допустим, увеличивает доход или привлекает больше клиентов.
  • Для защиты коммерческой тайны нужно издать положение о том, что к ней относится и как сотрудникам необходимо с ней работать.
  • За разглашение тайны можно взыскать компенсацию, а также привлечь к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности — зависит от конкретной ситуации.
Редактор блога Calltouch
Нет времени читать?
Оцените
Поделитесь с друзьями
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нравится наш блог?
Давайте дружить!
Медиакит
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]

Повышаем конверсию на каждом этапе воронки

Чтобы клиент шел по своему пути точно к цели, маркетологу нужны информация и сервисы – свои на каждом этапе. Инструменты Calltouch могут закрыть все потребности маркетинга на пути клиента.

У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике использования файлов cookie.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить