Главная | Блог | Темы | Бизнес | Как создать онлайн-курс и не прогореть: разбираем ошибки начинающих инфобизнесменовКак создать онлайн-курс и не прогореть: разбираем ошибки начинающих инфобизнесменов 9 мая 2023 18 мин на чтение 1 307 Кира ШкондаПродюсер образовательных проектов Содержание Нет времени читать? По данным Smart Ranking, рынок онлайн-образования в 2022 году вырос на 17,9%. EdTech-бизнес заработал около 87 млрд рублей — часть этого «пирога» достанется вам, если создадите свой онлайн-курс. Разумеется, новички на старте сталкиваются с ошибками. Хорошая новость в том, что большинства из них можно избежать.Продюсер образовательных проектов Кира Шконда разбирает 5 самых распространенных провалов при создании онлайн-курсов. Читайте статью, забирайте лайфхаки и пользуйтесь советами — это поможет вам не прогореть и сохранить репутацию. Бизнес Читайте также: Правила клиентского сервиса Правила клиентского сервиса Ошибка №1: не анализировать спросЧасто курс популярен только в фантазиях эксперта, а на деле — мало кому нужен, так как спрос не сформирован.Пример: начинающий нутрициолог решила запустить дорогостоящее наставничество по внедрению полезных привычек. Спрос на подобные услуги она не изучала. Хорошо, что обратилась за консультацией — запроса «готов платить много, помогите мне внедрить привычки», конечно, не существует.Специалист потеряла бы время и деньги на подготовку продукта, который никому не нужен. Вместо этого мы предложили ей продолжать консультировать как нутрициолог и при этом попытаться узнать, нужен ли ее клиентам продукт по внедрению привычек. Что порекомендовали сделать:Продолжить консультировать клиентов по составлению рационов.В процессе работы узнавать про потребность внедрять привычки — действительно ли она есть.Лояльным клиентам предложить экспериментальную услугу по внедрению привычек за небольшую плату.Набраться опыта, накопить кейсы и отзывы — и только после этого создавать и выводить на рынок продукт по внедрению полезных привычек.Даже если вам кажется, что продукт актуален для вашей ЦА, обязательно проверьте спрос. Источник: Freepik, ru.freepik.comКак протестировать идеюЕсть такое понятие, как MVP (Minimal Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт. Прежде чем создавать масштабное обучение, проведите вебинар на эту же тему. Его подготовка не займет много времени и ресурсов, при этом вы сможете быстро проверить спрос на свою идею. Пример: Ирина Подрез, блогер и создательница курсов по системному росту в бизнесе. Сначала она выпустила два платных вебинара — «Как продавать легко» и «Как продавать дорого». А затем это уже трансформировалось в ее флагманский курс с масштабным объемом знаний и сроком прохождения около месяца.Когда Ирина убедилась в большом спросе на продукт, она перешла к созданию полноценного курса с методологом, куратором и хорошим продакшеном. Ошибка №2: не исследовать целевую аудиториюПример: предприниматель, маркетолог и инфопродюсер Татьяна Маричева однажды поделилась своим кейсом запуска курса по сыроедческим десертам.Ее команда полагала, что ЦА — веганы, осознанные сыроеды, худеющие люди и мамочки, которые беспокоятся о здоровье детей. На это делали акцент при продажах. Но результаты совсем не радовали.И только когда они провели кастдевы (глубинные интервью о потребностях), поняли, в чем причина. Оказалось, что огромный пласт их целевой аудитории — люди, у которых дома просто нет духовки. Чтобы их зацепить, надо было сказать: «Если у вас нет духовки, а хочется питаться разнообразно, не отказывать себе в сладком, удивлять гостей необычными десертами — приходите на курс». Поменяли креативы — и выручка проекта резко выросла в несколько раз.Как правильно проводить глубинные интервьюШаг №1. Сформулируйте цельНапример: сегментировать ЦА;найти идеи нового продукта;сформировать конкурентное преимущество.Шаг №2. Сформулируйте гипотезуНапример, вы хотите создать курс по графическому дизайну. Поставили цель — сегментировать ЦА. Тогда гипотеза может быть, например, такой: «Главный сегмент ЦА — это фрилансеры, которые хотят обучиться дополнительному навыку и увеличить чек за работу».Соответственно, вам нужно опрашивать фрилансеров, чтобы не размывать результаты интервью нерелевантными ответами. Важно: в гипотезу должна быть «встроена» проблема ЦА. В моем примере это низкий заработок. А предполагаемое решение — обучение на курсе по графическому дизайну.Проблема аудитории — это не ее желания или планы. Это то, что мешает ей жить прямо сейчас. Источник: Freepik, ru.freepik.comШаг №3. Сформулируйте вопросыГлавные принципы:Вопросы должны быть открытыми — такими, чтобы на них нельзя было ответить «да» или «нет».Не предлагайте варианты ответов — респонденты должны сами формулировать их, чтобы вы получили честную картинку.Задавайте вопросы не только о действиях, но и о чувствах собеседников. Так вероятность получить искренние ответы выше.Такой костяк вопросов мог бы быть при проверке гипотезы из примера выше:Как вы сейчас справляетесь с нехваткой денег? Приходится ли брать дополнительные заказы? Как вы планируете увеличить средний чек?Что будет, если у вас не получится увеличить средний чек в ближайшее время?Какие дополнительные навыки помогли бы вам повысить стоимость труда? Что вы уже освоили / пытались освоить?Что при решении этой проблемы доставляет вам неудобство? С чем вам приходится справляться каждый день? Почему это тяжело?Конечно, по ходу интервью можно задавать дополнительные вопросы, которые лучше раскроют проблему респондента и подтвердят либо опровергнут гипотезу.Шаг №4. Проанализируйте ответыЧтобы получить фактуру для анализа, нужно провести минимум пять глубинных интервью. Инсайты, которые вы извлечете из ответов, помогут сделать курс действительно полезным для аудитории — а значит, прибыльным для вас.Лайфхаки:Приглашайте людей на интервью за небольшой подарок — это может быть, например, полезный чек-лист или книга. Можно написать так: «Если вы готовы пообщаться со мной около 30 минут и взамен получить подарок, оставьте номер телефона». Записывайте интервью на диктофон и фиксируйте письменно основные мысли. Мне удобно конспектировать разговор и дополнять его своими выводами в таблице Excel.Кстати, записывать разговор с потенциальными клиентами полезно не только во время глубинного интервью. Но и после — когда с ними будут разговаривать менеджеры по продажам вашего курса. Используйте Речевую аналитику Calltouch — технологию распознавания речи и ее перевода в текст. С ее помощью вы улучшите работу колл-центра и узнаете, кто чаще звонит и покупает — сможете эффективно таргетировать рекламные объявления. ПредиктАнализируй и сегментируй звонки легко и быстроТекстовая расшифровка звонков и автотегирование ПодробнееШаг №5. Проведите количественное исследованиеИз ответов, которые вы получили на первых интервью, сформулируйте вопросы и ответы в гугл-форме. Напишите достаточно вариантов ответов, чтобы каждый респондент нашел свой. Не рекомендую опцию «Другое» — пользователи начнут отвечать своими словами, и это собьет всю статистику. Если хотите дать возможность отвечать развернуто, то добавьте опцию «Тут нет моего ответа». А ниже создайте окошко с вопросом-абзацем «Если вы выбрали “Тут нет моего ответа”, напишите, пожалуйста, свой вариант». В этом случае сервис покажет статистику в удобной форме, а вы лучше узнаете мысли своей аудитории.Завершающей частью опроса может быть вопрос-абзац «Если вы готовы пообщаться 5–10 минут и получить подарок, оставьте номер телефона, и мы с вами свяжемся». Так вы соберете список пользователей для кастдевов, которые помогут вам лучше понять аудиторию и ее потребности. Рекомендую собрать как минимум 10 контактов.Не торопитесь отправлять форму всем подряд — вы рискуете получить ответы нерелевантной аудитории. Ищите свою аудиторию в тематических чатах, группах студентов, среди знакомых. Важно собрать не меньше 100 ответов.Ошибка №3: создавать курс без экспертных знанийКогда автор курса не эксперт в нише, это чувствуется. Нет доверия аудитории — нет продаж. Важно, чтобы продукт был основан на практическом опыте. Какого уровня достаточно для создания курса? Я бы рекомендовала минимум два года нарабатывать прямой опыт и собирать кейсы — и только после этого запускать программу. Не обязательно самому быть экспертом — можно его пригласить.Где искать стороннего эксперта для курсаВ социальных сетях. Напишите личное сообщение блогеру или даже просто хорошему, но непубличному специалисту, в котором видите экспертный потенциал. Расскажите о своей идее создать курс и предложите ее обсудить.На курсах продюсеров. Точно знаю, что множество экспертов приобретают участие в них в надежде запуститься самостоятельно. По факту это оказывается сложнее, чем они думали, — в итоге они находят на обучении продюсера по привлекательной цене.В Telegram. Напишите ваше предложение о поиске эксперта в telegram-чат «Tinder — продюсер & эксперт».На личных консультациях. Придите на консультацию к эксперту, который вам интересен, и на этой встрече предложите запустить курс. Вы удивитесь, но этот способ очень действенный — он выделит вас из общей массы предложений о продюсировании.Купить продукт у эксперта, чтобы предложить создать новый вместе — да, так можно. Будьте смелее. Источник: Freepik, ru.freepik.comОшибка №4: не использовать методологию«Пустышку» можно продать только раз и этим запятнать репутацию. Только качественный продукт будет укреплять ваш бренд. Поэтому создатели курсов чаще прибегают к услугам методологов, чему я очень рада.Методология — это каркас всего обучения. Методолог работает на всех этапах создания продукта: планирует программу, ставит цели, выбирает методы обучения;разрабатывает уроки вместе с экспертом, а к ним — презентации;придумывает задачи, тесты и вопросы для самопроверки;планирует вебинары для поддержки учеников;организует обратную связь и собирает отзывы;запускает общение между участниками курса и экспертом в соцсетях и мессенджерах;анализирует эффективность курса — прогресс и результаты участников.Что мне кажется особенно важным при проектировании обучающего курса:Определить главную цель и задачу курса. Исходя из этого проще фильтровать, что будет полезно клиентам, а что только запутает и уведет от финальной точки.Сформулировать «лестницу роста». Пропишите, какие этапы пройдет ученик, и какой результат он получит после каждой ступени.Делать акцент на практику и отработку новых навыков. Люди идут на курс для того, чтобы вы помогли им получить результат. Подумайте, как вы это сделаете?Использовать разные каналы восприятия. Курсы уже давно не состоят просто из видеозаписей. Внедряйте, например, квизы и подкасты.Ошибка №5: отдать все на аутсорсМечта многих экспертов — нанять продюсера, который сам все сделает. Но так не работает. На моей памяти такие партнерства заканчивались плохо.Грустная истина:Нельзя отдать звонки клиентам на аутсорс в колл-центр и не следить за их качеством.Нельзя поставить техническое задание дизайнеру и не проверить, как получилось в итоге.Нельзя ждать от копирайтера, что он сам все поймет и сделает идеальный текст.Нельзя нанять на ведение сторис другого человека — подписчики обязательно заметят, что за ними стоите не вы.Не стоит передавать:разработку программы;обратную связь ученикам на тарифе с создателем курса;спикерство на курсе, а также его представительство в рекламе, если вы — главный эксперт.Почему: ценность этих действий для аудитории в том, что их выполняете именно вы.Можно передать, но с проверкой: монтаж видеоуроков;копирайтинг и дизайн;маркетинг и продажи;проверку заданий учеников на тарифе с кураторами.Почему: все эти задачи могут выполнять сторонние исполнители — главное, проверять результат.Необязательно стоять у специалистов над душой. Но лучше держать руку на пульсе, чтобы потом не удивляться низким продажам и плохим отзывам. Источник: Prostooleh, ru.freepik.com.Какие еще ошибки можно допустить при запуске онлайн-курсовЯ назвала самые распространенные ошибки, которые совершают эксперты и начинающие продюсеры при создании курса. Но это еще не все преграды, с которыми сталкивается EdTech-предприниматель. В следующей статье разберем фатальные ошибки продвижения онлайн-курсов. Эффективный маркетинг с CalltouchАнализируйте весь маркетинг и продажи в одном окнеУдобные дашборды и воронки от показов рекламы до ROI Узнать подробнее Кира ШкондаПродюсер образовательных проектов