Акция!
У ИИ есть сердце. Скидка 50% на подключение в феврале
Реклама ООО «Колтач Солюшнс»
ИНН 7703388936
erid: 2Vtzqwc3YAY
CSI: индекс удовлетворенности клиентов − что это, как рассчитать Что такое индекс CSI, что он показывает и какие факторы на него влияют. Как рассчитывать CSI и как использовать эти результаты. Чем CSI отличается от NPS и CSAT. Все про индекс CSI
Средняя оценка Общее количество оценок 0
6 февраля 2025
Нет времени читать?
Отправить статью на почту
Главная | Блог | Полезные статьи | Все про индекс CSI

Все про индекс CSI

6 февраля 2025
17 мин на чтение
193
Все про индекс CSI
author__photo

Довольный покупатель — преданный клиент. Чем лояльнее аудитория к вашему бренду, тем охотнее люди будут возвращаться за новыми покупками и советовать вас друзьям. Чтобы определить уровень удовлетворенности ЦА, используется индекс CSI. О том, как его рассчитывать и интерпретировать, рассказываем в новом материале.

Что такое CSI

CSI — это индекс, который показывает, насколько ваши клиенты удовлетворены сервисом. Оценка происходит по параметрам важности и с точки зрения покупателя. Например, доволен ли он ценой или качеством товара, доставкой, службой поддержки. CSI метрика помогает определить, какие у компании слабые места, и оптимизировать воронку продаж.

Этот показатель можно измерить в связке с NPS (индекс потребительской лояльности). По результатам комплексного опроса покупателей в компании понимают, какие недовольства клиентов снижают их лояльность. Метрики подходят для любых бизнес-направлений и форм, включая b2b и b2c.

Факторы, влияющие на значение индекса

Индекс удовлетворенности клиентов рассчитывают, чтобы оценить реакцию аудитории здесь и сейчас. Список факторов, которые влияют на индекс, может меняться. Наиболее распространенные из них:

  • Личное общение менеджера с клиентом. Чем приветливее сотрудник в разговоре и чем быстрее он решает проблему покупателя, тем охотнее человек вернется за второй покупкой. Это один из главных показателей качества обслуживания.
  • Стоимость услуги. Покупатель обращает внимание на ее обоснованность.
  • Комфорт в расчетах и оформлении юридических документов. Клиент предпочтет быстро расплатиться и уйти. Обратите внимание на систему безналичных расчетов.
  • Отзывы других покупателей. 87% покупателей читают мнения других людей о товаре перед покупкой.
  • Омниканальность. Клиенту важна возможность связаться с компанией удобным для него методом. Чем меньше шагов делает человек для связи с брендом, тем выше вероятность, что потребитель оплатит заказ. 
Calltouch
Привлекайте, конвертируйте
и анализируйте ваших клиентов
Платформа омниканального маркетинга
Подробнее

Как CSI помогает бизнесу

CSI (с английского — Customer Satisfaction Index) помогает бизнесу разобраться с такими аспектами:

  • Плюсы и минусы в работе компании. Индекс подсвечивает, какие характеристики продуктов нравятся потребителям, а какие — требуют обновлений. 
  • Разработка стратегии. Чтобы разработать эффективную маркетинговую стратегию, потребуется оценка удовлетворенности клиентов. За счет анализа этого индекса маркетолог создает более релевантные кампании. Они, в свою очередь, повышают лояльность клиентов и привлекают новых.
  • Долгосрочные партнерские отношения. Клиент, который доволен покупкой и обслуживанием, с большей вероятностью оставит о компании положительный отзыв и вернется. Так рождаются лояльность и доверие к бренду. Долгосрочные отношения особенно важны в конкурентных нишах, так как именно приверженность человека к конкретному производителю помогает удерживать его внимание.

Чем выше CSI, тем проще контролировать прирост прибыли. Индекс — это стратегическая метрика, которая показывает, насколько менеджеры понимают клиентов и профессионально с ними работают. 

Плюсы и минусы CSI

Рассмотрим преимущества показателя CSI:

  • Он помогает понимать и держать под контролем настроения ЦА. Метрика описывает текущее состояние рынка и помогает «нащупать» свой вектор бизнес-развития.
  • Индекс задействуют при прогнозировании. С учетом CSI предполагают уровень покупательской способности и объем будущих продаж. Если индекс показывает, что удовлетворенность покупателей падает, то продажи, как ожидается, пропорционально снизятся.
  • Показатель способствует лучшему пониманию ЦА. Речь о понимании вкусов аудитории и тенденций их изменения. 

Еще один плюс индекса — простота вычислений. Чтобы рассчитать CSI, не нужна длительная подготовка и куча аналитических данных. Более того — показатель легко интерпретировать и адаптировать под особенности компании.

Но у метрики есть и пара недостатков. CSI сложнее рассчитать, чем NPS. Это приводит к тому, что некоторые компании обходятся только второй метрикой. Но это становится причиной неполной картины текущей ситуации и может исказить стратегию. А чтобы клиенты дали обратную связь, их нужно мотивировать. CSI базируется на честных ответах покупателей. Но чтобы человек заполнил анкету или прошел опрос, ему обычно предлагают бонус, скидку или подарок. В противном случае значительная часть ЦА игнорирует просьбу об обратной связи.

Чем CSI отличается от NPS и CSAT

Для начала разберем подробнее NPS и CSAT:

  • NPS или Net Promoter Score. Этот индекс показывает лояльность аудитории, а также помогает спрогнозировать, посоветует ли покупатель ваш бренд друзьям. Показатель базируется, в том числе, на предыдущем опыте. Чем дольше история компании и партнерских отношений с конкретным покупателем, тем выше NPS.
  • CSAT или Customer Satisfaction. Этот показатель демонстрирует, счастлив ли клиент после сотрудничества с брендом. CSAT — один из самых распространенных индексов, которые используют, чтобы оценить клиентский опыт

CSI похожа на CSAT, а некоторые маркетологи воспринимают первую метрику как усовершенствованное продолжение второй. Почему? Удовлетворенность человека компанией складывается из позитивного опыта общения с менеджером, качества товара и комфортного общения на этапе пост-продаж. Если CSAT оценивает «счастье» в общем, то CSI разбирает его на детали. 

Как рассчитывается индекс CSI

Чтобы рассчитать CSI, потребуется подготовиться к опросу, провести его и оценить результаты. Ниже разбираемся, как это реализовать на практике. 

Подготовка

Метод CSI предусматривает расчет по такой формуле: 

Важность метрики для клиента * Общую оценку покупателей этой метрики * 100%.

Но чтобы подобрать значения, которые вы подставите в формулу, потребуется сделать выборку для опроса, создать опросник и провести его. 

Определение выборки для опроса

Базовый прием для выборки — сегментация. Разбейте аудиторию по полу, возрасту, профессии, социальному статусу, доходу, месту совершения покупок и даже по категориям выбираемых продуктов. Чем более подробная разбивка, тем уже будут сегменты ЦА. Это позволит точнее разобраться в настроениях ваших клиентов и лучше понять их потребности.

Для опроса оптимально выбирать пользователей, которые недавно что-то у вас купили. Подойдут и потенциальные клиенты. Например, те люди, которые посещали сайт и добавили товары в корзину, но при этом не оплатили заказ.

Создание опросника для измерения индекса CSI

Чаще всего опросник создают, чтобы понять отношение клиентов к качественным и количественным характеристикам. Первые — это про полезность товара, его функциональность, износостойкость, долговечность, а также удовлетворенность обслуживанием и соответствие ожиданиям. Вторая группа характеристик — это про цену товара.

Формулируйте вопросы четко и просто. Клиент должен прочитать тезис и сразу его понять — если человеку нужно перечитывать предложение, он вряд ли пройдет опрос полностью. Также все вопросы должны быть релевантны. Если, например, речь про заказ в интернет-магазине, то вопрос про внешний вид менеджера неактуален — какая клиенту разница, как выглядит продавец. Но если речь идет про офлайн-магазин, этот вопрос станет полезным при обсуждении качества обслуживания.

Примеры возможных вопросов

Это зависит от типа продукта и компании. Самый простой пример опроса — оценка цены и качества. Для этого менеджер просит покупателя оценить ряд показателей от 1 до 10. Например, геймеру, который покупает компьютер, скорее, важны его технические характеристики, чем цена. Поэтому он высоко оценит надежность видеокарты и мощность процессора. А для пенсионера, который покупает телефон, скорее, важна лояльная цена, а не число мегапикселей в камере. 

Также опрашивают относительно веса продукта, его внешнего вида, упаковки, выгоды акций и бонусов, предложенного ассортимента, сервиса и другого. Конкретный перечень вопросов чаще всего составляет маркетолог. 

Проведение опросов

Опрос проводят лично, по телефону или в режиме онлайн. Последний — самый простой и востребованный вариант. Рассмотрим подробнее:

  • Личные опросы. Для этого компания привозит в офлайн-магазины брошюры с анкетой, а продавцы-консультанты просят покупателей их заполнить. 
  • По телефону. В этом случае компания собирает базу номеров и прозванивает ее. Обычно клиенты сами оставляют телефоны при регистрации и дают добровольное согласие на обработку данных.
  • Онлайн. Чтобы его сделать, потребуется виртуальная анкета. Например, можно сделать опрос через Гугл Формы. В дальнейшем добавьте ссылку на анкету в виджет на сайте, и вы сможете собрать максимум ответов.
Виджеты
Виджеты Calltouch
Увеличьте конверсию сайта на 30%
Подробнее

Оценка результата и расчет CSI

Возьмем условный пример: клиенты оценили качество, в среднем, на 8, а уровень обслуживания — на 7. То есть CSI или удовлетворенность клиентов составит: 

7 * 8 * 100% = 56%.

После того, как маркетолог получил результаты и подсчитал CSI, он оценивает показатель подробно. То есть смотрит усредненный процент удовлетворенности, а потом делает выводы о том, снижается ли процент и почему. Если CSI невысокий, важно обратить внимание на «пробелы», а затем — повысить показатели.

Какой показатель CSI можно считать хорошим

В маркетинговой теории хороший CSI — 80%+ или 8 из 10 довольных клиентов. На практике процент иногда отличается. Конкретный показатель зависит от ниши, продукта и сложившихся отношений бренда с целевой аудиторией. Например, для ресторана важен показатель удовлетворенности, так как это — индикатор, что гости будут возвращаться. С другой стороны, крупные китайские интернет-магазины, к примеру, на TaoBao сталкиваются с низкими CSI, так как объем покупателей и средняя выборка крайне велика. К причинам невысокого показателя также относится длительная доставка, недорогие и часто некачественные товары. Тем не менее, даже 40% может стать хорошим показателем, если компания зарабатывает за счет объемов продаж, а не долгосрочных доверительных отношений с клиентами. 

Пример расчета индекса CSI

Для удобства составим таблицу с оценками покупателей. В ней приводятся два базовых показателя: важность метрики и ее оценка с точки зрения удобства для покупателя. Все показатели уже усреднены, исходя из пула ответов потребителей.

ВажностьОценка
Удобство сайта58
Сервис68
Цены76
Работа консультанта610

Чтобы оценить общий CSI, потребуется рассчитать показатель по каждой позиции:

  • удобство сайта — 40%;
  • сервис — 48%;
  • цены — 42%;
  • работа консультанта — 60%.

То есть общий CSI составит:

(40% + 48% + 42% + 60%) / 4 = 47,5%

Довольно низкий показатель удовлетворенности покупателей. Это означает, что, если бренд ничего не изменит в подходе к общению с аудиторией, то процент будет постепенно падать. Это грозит снижением прибыльности и потерей лояльности покупателей. 

Как использовать результаты CSI

Индекс CSI дает понимание, как улучшить воронку продаж и выстраивать дальнейшую маркетинговую стратегию. Используйте этот показатель для:

  • сравнения данных предыдущего периода и оценки, что изменилось;
  • анализа открытых вопросов, если вы предлагали аудитории ответить на них развернуто в анкете;
  • выявления ошибок, которые замечают клиенты в работе компании, менеджеров, либо недостатков в качестве товаров;
  • отработки негатива и отрицательных отзывов — нередко грамотный подход к недовольному клиенту превращает его из критика в поклонника;
  • установления, какие факторы — двигатели вашего бизнеса, какие из них оказывают ключевое влияние на рост прибыли, а какие — тормозят развитие.

Коротко о главном:

  • CSI индекс — это показатель, который сообщает компании об удовлетворенности клиентов ее продуктами. Если CSI ниже 80% то, обычно, это низкий показатель, а компании стоит быстро исправлять ошибки в общении с аудиторией. Но важно учитывать нишу бизнеса и особенности товаров. В некоторых ситуациях 40%–50% — нормальный результат.
  • Чтобы узнать значение CSI, потребуется сделать выборку клиентов, подготовиться к опросу и провести его. Например, с помощью онлайн-анкеты или по телефону.
  • Показатель демонстрирует, насколько клиенты довольны товарами, он также задействован в разработке маркетинговой стратегии. CSI — это база для понимания поведения ЦА и тенденций его изменения. Чтобы в дальнейшем интерпретировать показатель по максимуму метрик, подключите сервис сквозной аналитики. Он дополнит данные из отзывов и поможет составить полную картину дел компании на рынке.
Сквозная аналитика
Оценивайте эффективность всех рекламных кампаний в одном окне от клика до ROI
Вкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов
Подробнее
Старший редактор Calltouch
Нет времени читать?
Оцените
Поделитесь с друзьями
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нравится наш блог?
Давайте дружить!
Медиакит
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]

Повышаем конверсию на каждом этапе воронки

Чтобы клиент шел по своему пути точно к цели, маркетологу нужны информация и сервисы – свои на каждом этапе. Инструменты Calltouch могут закрыть все потребности маркетинга на пути клиента.

У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике использования файлов cookie.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить