«Давай после праздников» уже наступило
Не теряйте времени! Дарим 300 минут Обратного звонка при покупке пакета на 1000.
Реклама ООО «Колтач Солюшнс»
ИНН 7703388936
erid: 2VtzqxAzoww
Нет времени читать?
Отправить статью на почту

Что такое закон спроса и предложения в экономике с примерами

16 июня 2022
20 мин на чтение
47 980
author__photo

Нет времени читать?

Закон спроса и предложения — это экономический закон, который объясняет, как формируются цены на товары и услуги. 

Если говорить очень простыми словами, то он работает так: если спрос на товары больше, чем предложение, цены растут; и наоборот: если предложение больше, чем спрос, цены падают. 

Это не абстрактное понятие, которым оперируют только экономисты, — оно важно для бизнеса. Именно понимание того, как работает закон спроса и предложения, помогает предпринимателям ставить те цены, по которым их товары будут покупать, и производить ровно столько товаров, чтобы потом не считать убытки за просрочку.

В статье мы подробно разберемся во многом: что такое спрос, что такое предложение, как они меняются, от чего зависят и как устанавливаются цены.

Что такое спрос

Упрощая, спрос — это потребность или то, сколько товара или услуг хотят купить люди конкретно в этот момент, по этой цене и с таким доходом. Хотят купить много — спрос высокий, мало — низкий.

Закон спроса

Закон спроса гласит, что спрос обратно пропорционален стоимости товара. Чем он дороже, тем меньше спрос, и наоборот.

Предположим, из-за сбоев с поставками популярной сети кофеен пришлось поднять цену на кофе со 170 до 250 рублей. Некоторые посетители откажутся от покупки, другие останутся, но возьмут не 300 мл капучино, а 200, а третьи пойдут искать предложение получше.

Цена — основной и самый влиятельный фактор изменения спроса. Но есть и другие:

  • Доход. Чем больше у покупателя денег, тем больше он готов тратить. С ростом дохода, правда, растет спрос не на товары эконом-класса. Тот, у кого вырос доход, не станет покупать больше дешевого кофе, а, скорее всего, перейдет на более дорогой. Значит, чем больше доход населения, тем больше спрос на качественные и дорогие товары.
  • Цены на товары-заменители. Есть продукты, спрос на которые крепко связан. Например, чем дороже сливочное масло, тем больше спрос на маргарин, а чем дороже кофе, тем больше продается чая.
  • Вкусы потребителей. Мало что может оставаться таким же вечным, как хлеб. Тренды теряют популярность, покупатели взрослеют. Высокий спрос на тамагочи остался в 90-х, а те, кто недавно покупал энергетики, чтобы пережить ночь перед экзаменом, сегодня выбирают на маркетплейсах детские коляски.
  • Количество потребителей. Здесь все просто: чем больше людей хотят купить продукт, тем выше спрос.
  • Ожидания. Если общество ждет экономический кризис, люди стараются меньше тратить и больше копить. Но одновременно происходит и обратное: когда потребители знают, что цены вот-вот вырастут, они закупаются заранее.

Эластичность спроса

Уравнение «чем выше цена, тем меньше спрос» не всегда работает, и не всегда спрос изменяется пропорционально подорожанию или удешевлению товаров. То, как заметно он зависит от факторов, называют эластичностью.

Выделяют три основных вида эластичности:

  • по цене — то как спрос реагирует на изменение цены на товары;
  • по доходу — на изменение в доходах населения;
  • перекрестные — на изменение стоимости заменяющего товара.

Если спрос на товар растет с уменьшением цены или увеличением доходов, его называют эластичным. Если же он не меняется — неэластичным.

К товарам эластичного спроса относятся предметы роскоши и дорогие покупки, которые делают редко, например компьютеры, жилье и автомобили, а еще продукты питания, без которых можно обойтись: мясо, фрукты, деликатесы.

Но есть и товары, которые население покупало, покупает и будет покупать. Их объем продаж стабилен и не изменяется вместе с ценами или доходами. К товарам неэластичного спроса относятся:

  • Товары первой необходимости. Например, средства гигиены, лекарства, обувь, электричество, отопление, вода.
  • Продукты из базовой потребительской корзины. Для России это, например, яйца, хлеб, картошка, масло, но не икра. Икра стоит дорого и считается товаром роскоши, зато у нее есть сезонная неэластичность: в Новый Год ее покупают вне зависимости от ценника.
  • Дешевые товары. То, что всегда стоило и будет стоить дешево, например спички.
  • И другое: батарейки, лампочки, бензин, дизель — все, что нужно всегда, какие бы ни были зарплаты и стоимость.

Интересно знать: в каждом уравнении есть свои исключения. Одно из них — товары Гиффена. Эффект Гиффена описывает следующее: при резком увеличении цен на некоторые товары, спрос на них только растет. Почитать подробнее можно в нашем словаре маркетолога.

Коэффициент эластичности спроса — это отношение процентного изменения спроса к процентному изменению одной из влияющих на спрос величин: цен на товар или перекрестные товары, дохода. Формулой это выглядит так:

Это общая и сильно упрощенная формула, которая помогает понять, как формируется эластичность. Формулы, используемые в экономических расчетах, требуют большого количества входных данных, различаются от вида эластичности и вида расчета. Подробнее разобраться в математике спроса и предложения, можно, например, в учебном пособии от факультета экономики НИУ ВШЭ.

Полученные значения читаются так:

Ed < 1Неэластичный спрос. Изменение цен не меняет объем продаж, поэтому снижение цены приведет к уменьшению выручки, а увеличение — к росту.
Ed = 1Единичный. Снижение цены компенсируется ростом продаж, а падение продаж — увеличением цены.
Ed > 1Эластичный. Увеличение цены приводит к снижению доходов, а уменьшение — к росту.

Кривая спроса

Кривая спроса — это визуализация закона спроса. Стандартный вид кривой — негативный наклон, демонстрирующий уменьшение спроса при увеличении цен. Положение кривой на графике зависит от факторов, влияющих на спрос.

Например, в медиа начали публиковать статьи о вреде сладких газированных напитков. Общество подхватило идею. Спрос на них снизится и кривая сдвинется по графику влево и вниз. А если одновременно с этим производители натуральных лимонадов один за другим запустили рекламные кампании о пользе своих напитков и о том, что их товар заменяет вредные газировки, кривая спроса на натуральные лимонады сдвинется вправо и вверх.

Мало запустить рекламу и рассказать, какие полезные лимонады вы продаете. Нужно отслеживать с помощью сквозной аналитики, насколько хорошо она работает, сколько новых лидов вы получили и насколько лучше конкурентов продаете. Это и определит изменения в спросе ваших товаров.

Сквозная аналитика
Оценивайте эффективность всех рекламных кампаний в одном окне от клика до ROI
Вкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов
Подробнее

Что такое предложение

Предложение — это количество товаров или услуг, которое производители готовы продать на рынке именно сейчас и именно по этой цене. Чем больше производится товаров, тем больше предложение, и наоборот.

У предложения, как и спроса, есть свои закон, факторы, эластичность и исключения. Разберемся в них подробнее. 

Закон предложения

Закон предложения показывает зависимость между ценой и предложением. Логика такая: чем дороже продается товар, тем больше компаний заинтересованы и в производстве, и в продаже.

Кроме цены на товар и альтернативные товары, на величину предложения влияют:

  • Количество производителей.
  • Ожидания производителей.
  • Стоимость ресурсов. Чем дороже производство, тем меньше предложение.
  • Технологии. И чем производство сложнее, тем меньше предложение. Зато развитие технологий и упрощение привлекают больше производителей и, соответственно, увеличивают предложение.
  • Государственные субсидии, налоги и регулирование. В каждой стране есть приоритетные сферы производства, развитие которых стимулирует государство. Например, в России фермеры могут получить грант на закупку скота, а туристические фирмы — на развитие внутреннего туризма. А химическая отрасль жестко регулируется и проверяется, и это влияет на объем производства: в сферу идет меньше компаний, предложение чаще всего остается низким.

Эластичность предложения

Эластичность предложения показывает чувствительность предложения к цене и прочим факторам. Если предложение не изменяется при изменении цены, то оно считается неэластичным. А если растет или сокращается — эластичным.

Базовая формула расчета коэффициента эластичности предложения такая:

Эластичность предложения важна для понимания того, насколько гибко предприятие может реагировать на изменения в условиях рынка. Она зависит и от:

  • Времени. Может ли производитель быстро выпустить дополнительный товар и увеличить предложение?
  • Длительности хранения. Долго ли хранится товар и ресурсы для него, позволяющие выпускать дополнительные единицы и поддерживать предложение?
  • Особенностей производства. Можно ли расширить производство для выпуска дополнительного товара и переключиться на выпуск другого, если спрос упадет?

Кривая предложения

Кривая предложения показывает, сколько товара или услуг производители готовы продать при различных ценах.

Это примеры кривых предложения, где:

  • Q — объем предложения или количество товара, который продавцы хотели бы продать при соответствующей цене P;
  • P — цена, по которой производители готовы продать следующую единицу товара, но при одном условии, что все предыдущие единицы товара также должны быть проданы.

Обычно кривая предложения показывает рост: с увеличением стоимости производители готовы предложить больше товара. Изменения в факторах, влияющих на предложение, приводит к тому, что кривая меняет свое положение на графике. Особенно важны здесь затраты на производство — по сути, график и показывает затраты, поскольку производство каждой дополнительной единицы стоит дороже, чем производство предыдущей.

Допустим, есть несколько яблочных ферм. Они расположены в разных местах: одна в теплом климате, другая — в среднем, третья — в холодном. Чем теплее климат, тем дешевле выращивать яблоки. «Теплая» ферма может продавать килограмм яблок по минимальной цене $2, «средняя» — $4, «холодная» — $6.

Если рыночная цена яблок — $3, то только «теплая» ферма будет рентабельной. При ценнике $4 за килограмм на рынок к предложению присоединиться и «средняя», при $6 все три фермы будут выращивать и продавать яблоки. Так и формируется кривая спроса: чем больше стоят яблоки, тем больше компаний готовы их предлагать.

Предположим, что в один год удобрения подорожали и теперь затраты всех ферм увеличились еще на $2 на каждый килограмм яблок. Тогда кривая предложения сдвигается вверх на $2 и при рыночной стоимости в $6 предлагать яблоки будут только «теплая» и «средняя» фермы.

Что такое закон спроса и предложения

Закон спроса и предложения объединяет в себе оба закона и объясняет формирование цен. Если снижение цены поднимает спрос, но уменьшает предложение, то где же устанавливается цена? Ответ такой: в точке равновесия.

Что такое рыночное равновесие

Рыночное равновесие — это равенство спроса и предложения, то есть ситуация на рынке, когда количество товара, которое предлагают производители, равно тому, которое покупатели готовы купить. Тогда продавцы продают весь товар, а покупатели удовлетворяют все потребности. Нет ни дефицита, ни переизбытка.

Разделяют два вида рыночного равновесия:

  • устойчивое равновесие — когда после нарушения равновесия рынок сам возвращается к прежним равновесным ценам и объему продаж;
  • неустойчивое равновесие — когда после нарушения наступает новое равновесие с новыми ценами и объемом продаж.

Равновесная цена — это та стоимость товара, к которой следует стремиться любому бизнесу. Так предложение закрывает спрос, весь товар раскупают, а покупатели довольны ценой. Именно закон спроса и предложения помогает понять, как найти эту цену. Разберемся на примере.

Примеры действия закона спроса и предложения

Предположим, есть риэлторская компания в городе N. Рядом с городом нашли природный газ. Вместе с развитием месторождения открывается огромное количество новых рабочих мест, люди съезжаются со всей страны и, конечно, ищут жилье. Что и как меняется по закону спроса и предложения:

  • Спрос на жилье резко растет. Приезжающие работать ищут жилье на съем или покупку.
  • Предложение растет, но не успевает. Дома строятся долго. Пока приезжие покупают квартиры на стадии котлована, им все равно нужно снимать жилье. Зато подорожанием аренды больше жителей готовы предлагать свои квартиры и комнаты под съем.
  • Цены растут вместе со спросом.
  • Продавцы реагируют. Частные риэлторы и риэлторские компании активно ищут клиентов, участвуют в аукционах, сделках.

Со временем закон спроса и предложения срабатывает — устанавливается равновесие с высоким спросом и высокой стоимостью жилья. Через пару лет, когда новые дома будут сданы, оно снова нарушится: предложений станет больше, стоимость упадет, спрос выровняется. Будет установлена новая равновесная цена.

В этой гонке выиграют те риэлторские компании, которые смогут быстро адаптироваться и найти больше предложений для клиентов. Без активного продвижения, анализа ЦА и рекламы у них это не получится. А чтобы понимать, через какие каналы приходит больше всего клиентов и почему они отваливаются, компании могут использовать коллтрекинг.

Коллтрекинг
Отслеживайте источники звонков
с рекламы для ее оценки
Вкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов. Слушайте звонки и улучшайте работу менеджеров.
Перейти

Заключение

Подведем итоги:

  • Закон спроса и предложения — это база, без которой не получится понять, как устанавливаются цены на рынке.
  • Равновесные цены — то, к чему нужно стремиться бизнесу в своей ценовой политике. Так спрос и предложение будут равны, все товары и услуги проданы, доход получен.

Старший редактор Calltouch
Нет времени читать?
Что нового в интернет-маркетинге?
Главное в ежемесячной рассылке
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нравится наш блог?
Давайте дружить!
Медиакит
Рекомендуем прочитать

Повышаем конверсию на каждом этапе воронки

Чтобы клиент шел по своему пути точно к цели, маркетологу нужны информация и сервисы – свои на каждом этапе. Инструменты Calltouch могут закрыть все потребности маркетинга на пути клиента.

У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике использования файлов cookie.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить