Словарь маркетологаЧто такое закон спроса и предложения в экономике с примерами 16 июня 2022 20 мин на чтение 47 980 Нина ОпалькоСтарший редактор Calltouch Содержание Нет времени читать? 8832418.224.54.118 Нажмите, чтобы проголосовать Что такое закон спроса и предложения в экономике с примерами 0 5 0 0Закон спроса и предложения — это экономический закон, который объясняет, как формируются цены на товары и услуги. Если говорить очень простыми словами, то он работает так: если спрос на товары больше, чем предложение, цены растут; и наоборот: если предложение больше, чем спрос, цены падают. Это не абстрактное понятие, которым оперируют только экономисты, — оно важно для бизнеса. Именно понимание того, как работает закон спроса и предложения, помогает предпринимателям ставить те цены, по которым их товары будут покупать, и производить ровно столько товаров, чтобы потом не считать убытки за просрочку.В статье мы подробно разберемся во многом: что такое спрос, что такое предложение, как они меняются, от чего зависят и как устанавливаются цены.Что такое спросУпрощая, спрос — это потребность или то, сколько товара или услуг хотят купить люди конкретно в этот момент, по этой цене и с таким доходом. Хотят купить много — спрос высокий, мало — низкий.Закон спросаЗакон спроса гласит, что спрос обратно пропорционален стоимости товара. Чем он дороже, тем меньше спрос, и наоборот.Предположим, из-за сбоев с поставками популярной сети кофеен пришлось поднять цену на кофе со 170 до 250 рублей. Некоторые посетители откажутся от покупки, другие останутся, но возьмут не 300 мл капучино, а 200, а третьи пойдут искать предложение получше.Цена — основной и самый влиятельный фактор изменения спроса. Но есть и другие:Доход. Чем больше у покупателя денег, тем больше он готов тратить. С ростом дохода, правда, растет спрос не на товары эконом-класса. Тот, у кого вырос доход, не станет покупать больше дешевого кофе, а, скорее всего, перейдет на более дорогой. Значит, чем больше доход населения, тем больше спрос на качественные и дорогие товары.Цены на товары-заменители. Есть продукты, спрос на которые крепко связан. Например, чем дороже сливочное масло, тем больше спрос на маргарин, а чем дороже кофе, тем больше продается чая.Вкусы потребителей. Мало что может оставаться таким же вечным, как хлеб. Тренды теряют популярность, покупатели взрослеют. Высокий спрос на тамагочи остался в 90-х, а те, кто недавно покупал энергетики, чтобы пережить ночь перед экзаменом, сегодня выбирают на маркетплейсах детские коляски.Количество потребителей. Здесь все просто: чем больше людей хотят купить продукт, тем выше спрос.Ожидания. Если общество ждет экономический кризис, люди стараются меньше тратить и больше копить. Но одновременно происходит и обратное: когда потребители знают, что цены вот-вот вырастут, они закупаются заранее.Эластичность спросаУравнение «чем выше цена, тем меньше спрос» не всегда работает, и не всегда спрос изменяется пропорционально подорожанию или удешевлению товаров. То, как заметно он зависит от факторов, называют эластичностью.Выделяют три основных вида эластичности:по цене — то как спрос реагирует на изменение цены на товары;по доходу — на изменение в доходах населения;перекрестные — на изменение стоимости заменяющего товара.Если спрос на товар растет с уменьшением цены или увеличением доходов, его называют эластичным. Если же он не меняется — неэластичным.К товарам эластичного спроса относятся предметы роскоши и дорогие покупки, которые делают редко, например компьютеры, жилье и автомобили, а еще продукты питания, без которых можно обойтись: мясо, фрукты, деликатесы.Но есть и товары, которые население покупало, покупает и будет покупать. Их объем продаж стабилен и не изменяется вместе с ценами или доходами. К товарам неэластичного спроса относятся:Товары первой необходимости. Например, средства гигиены, лекарства, обувь, электричество, отопление, вода.Продукты из базовой потребительской корзины. Для России это, например, яйца, хлеб, картошка, масло, но не икра. Икра стоит дорого и считается товаром роскоши, зато у нее есть сезонная неэластичность: в Новый Год ее покупают вне зависимости от ценника.Дешевые товары. То, что всегда стоило и будет стоить дешево, например спички.И другое: батарейки, лампочки, бензин, дизель — все, что нужно всегда, какие бы ни были зарплаты и стоимость.Интересно знать: в каждом уравнении есть свои исключения. Одно из них — товары Гиффена. Эффект Гиффена описывает следующее: при резком увеличении цен на некоторые товары, спрос на них только растет. Почитать подробнее можно в нашем словаре маркетолога.Коэффициент эластичности спроса — это отношение процентного изменения спроса к процентному изменению одной из влияющих на спрос величин: цен на товар или перекрестные товары, дохода. Формулой это выглядит так:Это общая и сильно упрощенная формула, которая помогает понять, как формируется эластичность. Формулы, используемые в экономических расчетах, требуют большого количества входных данных, различаются от вида эластичности и вида расчета. Подробнее разобраться в математике спроса и предложения, можно, например, в учебном пособии от факультета экономики НИУ ВШЭ.Полученные значения читаются так:Ed < 1Неэластичный спрос. Изменение цен не меняет объем продаж, поэтому снижение цены приведет к уменьшению выручки, а увеличение — к росту.Ed = 1Единичный. Снижение цены компенсируется ростом продаж, а падение продаж — увеличением цены.Ed > 1Эластичный. Увеличение цены приводит к снижению доходов, а уменьшение — к росту.Кривая спросаКривая спроса — это визуализация закона спроса. Стандартный вид кривой — негативный наклон, демонстрирующий уменьшение спроса при увеличении цен. Положение кривой на графике зависит от факторов, влияющих на спрос.Например, в медиа начали публиковать статьи о вреде сладких газированных напитков. Общество подхватило идею. Спрос на них снизится и кривая сдвинется по графику влево и вниз. А если одновременно с этим производители натуральных лимонадов один за другим запустили рекламные кампании о пользе своих напитков и о том, что их товар заменяет вредные газировки, кривая спроса на натуральные лимонады сдвинется вправо и вверх.Мало запустить рекламу и рассказать, какие полезные лимонады вы продаете. Нужно отслеживать с помощью сквозной аналитики, насколько хорошо она работает, сколько новых лидов вы получили и насколько лучше конкурентов продаете. Это и определит изменения в спросе ваших товаров. Сквозная аналитикаОценивайте эффективность всех рекламных кампаний в одном окне от клика до ROIВкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов ПодробнееЧто такое предложениеПредложение — это количество товаров или услуг, которое производители готовы продать на рынке именно сейчас и именно по этой цене. Чем больше производится товаров, тем больше предложение, и наоборот.У предложения, как и спроса, есть свои закон, факторы, эластичность и исключения. Разберемся в них подробнее. Закон предложенияЗакон предложения показывает зависимость между ценой и предложением. Логика такая: чем дороже продается товар, тем больше компаний заинтересованы и в производстве, и в продаже.Кроме цены на товар и альтернативные товары, на величину предложения влияют:Количество производителей.Ожидания производителей.Стоимость ресурсов. Чем дороже производство, тем меньше предложение.Технологии. И чем производство сложнее, тем меньше предложение. Зато развитие технологий и упрощение привлекают больше производителей и, соответственно, увеличивают предложение.Государственные субсидии, налоги и регулирование. В каждой стране есть приоритетные сферы производства, развитие которых стимулирует государство. Например, в России фермеры могут получить грант на закупку скота, а туристические фирмы — на развитие внутреннего туризма. А химическая отрасль жестко регулируется и проверяется, и это влияет на объем производства: в сферу идет меньше компаний, предложение чаще всего остается низким.Эластичность предложенияЭластичность предложения показывает чувствительность предложения к цене и прочим факторам. Если предложение не изменяется при изменении цены, то оно считается неэластичным. А если растет или сокращается — эластичным.Базовая формула расчета коэффициента эластичности предложения такая:Эластичность предложения важна для понимания того, насколько гибко предприятие может реагировать на изменения в условиях рынка. Она зависит и от:Времени. Может ли производитель быстро выпустить дополнительный товар и увеличить предложение?Длительности хранения. Долго ли хранится товар и ресурсы для него, позволяющие выпускать дополнительные единицы и поддерживать предложение?Особенностей производства. Можно ли расширить производство для выпуска дополнительного товара и переключиться на выпуск другого, если спрос упадет?Кривая предложенияКривая предложения показывает, сколько товара или услуг производители готовы продать при различных ценах.Это примеры кривых предложения, где:Q — объем предложения или количество товара, который продавцы хотели бы продать при соответствующей цене P;P — цена, по которой производители готовы продать следующую единицу товара, но при одном условии, что все предыдущие единицы товара также должны быть проданы.Обычно кривая предложения показывает рост: с увеличением стоимости производители готовы предложить больше товара. Изменения в факторах, влияющих на предложение, приводит к тому, что кривая меняет свое положение на графике. Особенно важны здесь затраты на производство — по сути, график и показывает затраты, поскольку производство каждой дополнительной единицы стоит дороже, чем производство предыдущей.Допустим, есть несколько яблочных ферм. Они расположены в разных местах: одна в теплом климате, другая — в среднем, третья — в холодном. Чем теплее климат, тем дешевле выращивать яблоки. «Теплая» ферма может продавать килограмм яблок по минимальной цене $2, «средняя» — $4, «холодная» — $6.Если рыночная цена яблок — $3, то только «теплая» ферма будет рентабельной. При ценнике $4 за килограмм на рынок к предложению присоединиться и «средняя», при $6 все три фермы будут выращивать и продавать яблоки. Так и формируется кривая спроса: чем больше стоят яблоки, тем больше компаний готовы их предлагать.Предположим, что в один год удобрения подорожали и теперь затраты всех ферм увеличились еще на $2 на каждый килограмм яблок. Тогда кривая предложения сдвигается вверх на $2 и при рыночной стоимости в $6 предлагать яблоки будут только «теплая» и «средняя» фермы.Что такое закон спроса и предложенияЗакон спроса и предложения объединяет в себе оба закона и объясняет формирование цен. Если снижение цены поднимает спрос, но уменьшает предложение, то где же устанавливается цена? Ответ такой: в точке равновесия.Что такое рыночное равновесиеРыночное равновесие — это равенство спроса и предложения, то есть ситуация на рынке, когда количество товара, которое предлагают производители, равно тому, которое покупатели готовы купить. Тогда продавцы продают весь товар, а покупатели удовлетворяют все потребности. Нет ни дефицита, ни переизбытка.Разделяют два вида рыночного равновесия:устойчивое равновесие — когда после нарушения равновесия рынок сам возвращается к прежним равновесным ценам и объему продаж;неустойчивое равновесие — когда после нарушения наступает новое равновесие с новыми ценами и объемом продаж.Равновесная цена — это та стоимость товара, к которой следует стремиться любому бизнесу. Так предложение закрывает спрос, весь товар раскупают, а покупатели довольны ценой. Именно закон спроса и предложения помогает понять, как найти эту цену. Разберемся на примере.Примеры действия закона спроса и предложенияПредположим, есть риэлторская компания в городе N. Рядом с городом нашли природный газ. Вместе с развитием месторождения открывается огромное количество новых рабочих мест, люди съезжаются со всей страны и, конечно, ищут жилье. Что и как меняется по закону спроса и предложения:Спрос на жилье резко растет. Приезжающие работать ищут жилье на съем или покупку.Предложение растет, но не успевает. Дома строятся долго. Пока приезжие покупают квартиры на стадии котлована, им все равно нужно снимать жилье. Зато подорожанием аренды больше жителей готовы предлагать свои квартиры и комнаты под съем.Цены растут вместе со спросом.Продавцы реагируют. Частные риэлторы и риэлторские компании активно ищут клиентов, участвуют в аукционах, сделках.Со временем закон спроса и предложения срабатывает — устанавливается равновесие с высоким спросом и высокой стоимостью жилья. Через пару лет, когда новые дома будут сданы, оно снова нарушится: предложений станет больше, стоимость упадет, спрос выровняется. Будет установлена новая равновесная цена.В этой гонке выиграют те риэлторские компании, которые смогут быстро адаптироваться и найти больше предложений для клиентов. Без активного продвижения, анализа ЦА и рекламы у них это не получится. А чтобы понимать, через какие каналы приходит больше всего клиентов и почему они отваливаются, компании могут использовать коллтрекинг. КоллтрекингОтслеживайте источники звонков с рекламы для ее оценкиВкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов. Слушайте звонки и улучшайте работу менеджеров. ПерейтиЗаключениеПодведем итоги:Закон спроса и предложения — это база, без которой не получится понять, как устанавливаются цены на рынке.Равновесные цены — то, к чему нужно стремиться бизнесу в своей ценовой политике. Так спрос и предложение будут равны, все товары и услуги проданы, доход получен. К поиску по словамНина ОпалькоСтарший редактор Calltouch