Словарь маркетологаУслуга 6 июня 2022 9 мин на чтение 89 305 Артур ЗахаровКонтент-менеджер Содержание Нет времени читать? 874973.135.184.136 Нажмите, чтобы проголосовать Услуга 0 5 0 0Понятие «услуга» — составная часть мировой экономики, которую часто характеризуют как экономику услуг. Это связано с тем, что предложений в секторе сервиса становится больше. Постепенное увеличение сферы услуг демонстрирует экономический подъем как на уровне региона, так и страны в целом. Что такое услугиУслуга — работа, результат которой выражается в нематериальных благах, то есть без какой-либо физической формы. Например, выбирая услуги риэлтора или адвоката, человек получает не товар, но такие неизмеримые вещи, как подбор квартиры и защиту в суде. ПримерыУслуги оказывают сотрудники компаний в разных сферах. По степени востребованности их разделяют на виды, которые:нужны всем — жилищно-коммунальные;нужны большинству — транспортное обслуживание;нужны определенным категориям населения — образование. Основные характеристикиРынок услуг разнообразен, но любая посредническая деятельность характеризуется:Невозможностью постоянного владения. Нематериальные блага не считаются чьей-то собственностью.Нематериальным выражением. Услуги неосязаемы — их нельзя потрогать руками и рассмотреть с нескольких сторон. Поэтому сложно заранее оценить умения сотрудника и качество его услуг. Временным характером. Услуги невозможно хранить, их можно только осуществить.Взаимозаменяемостью. Разные компании предоставляют одинаковые услуги, из-за чего между организациями возникает конкуренция.Неотделимостью. Услуги нельзя получить, как товары, отдельно от поставщиков, которые еще долго могут храниться после покупки. Услуги одновременно предоставляют и потребляют.Непостоянством. Одни сотрудники работают лучше, другие хуже, это определяется характером трудоемкости и их профессионализмом.Разница между товарами и услугамиС точки зрения маркетинга услуги — это объект продажи, выраженный в нематериальной форме. В этом принципиальное отличие от товаров.ТоварыУслугиИмеют физическое воплощение в конкретных продуктахПредоставляются в виде посреднической деятельностиМатериальныНематериальныПотребляются после производства и продажиПроцесс потребления и производства происходит одновременноМожет храниться определенное времяНе подлежат хранениюВозможно передать право собственности другому человекуПередача права собственности невозможнаКлассификацияВсе услуги можно классифицировать по аудитории потребителей:Связанные с бизнесом. Это услуги, которые обеспечивают повседневные нужды бизнеса и его функционирование. Например, работа специалистов технической поддержки, логистов. Косвенно к этой категории относятся страхование, транспорт, банковские дела, организация связи.Личные. Услуги, которые предоставляются физическим лицам в зависимости от их потребностей и запросов. Сервис целиком ориентирован на индивидуальную работу с клиентами. Примерами такой работы можно назвать оказание медицинских услуг, косметологию, фитнес.Социальные. Эти услуги представляют общественную значимость и оказываются некоммерческими организациями или государственными органами. Они предназначены для достижения социального равенства, но прибыль с них не получают.Классификации распределяют услуги по разным категориям. По назначению их разделяют на:производственные (удовлетворяют нужды организаций); и потребительские (предназначены для физических лиц).По способу финансирования:бюджетные;коммерческие;смешанные.По отрасли происхождения:образовательные;культурные;бытовые;здравоохранение.По разновидностям:информационные;транспортные;управленческие;посреднические.Определение качества услугиПоказатель качества (SQ) строится на основании сравнения потенциального результата (Е) с тем, что получилось фактически (Р). В результате выводится формула: SQ = P—E.Результат зависит от качества обслуживания, что повышает прибыльность и в долгосрочной перспективе формирует стойкую экономическую конкурентоспособность. Высокий показатель качества обслуживания означает, что бизнес соответствует ожиданиям клиентов и сохраняет хорошие показатели прибыли. Обратная связь выявляет клиентские проблемы и помогает их устранить — это улучшает качество услуги. Показатель рассматривают в двух аспектах:техническом — тот результат, который клиент получает после взаимодействия, например, приток аудитории в аккаунт бренда после работы маркетолога;функциональном — сам процесс получения услуги: вежливость персонала, скорость обслуживания, внимательность.Первый показатель проще оценить в работе, оценка второго более субъективна и происходит по индивидуальным реакциям.Жизненный цикл услугУ любой услуги есть этап жизненного цикла, для каждой категории модель выстраивают в несколько этапов:Разработка — стадия, на которой продукты еще в разработке и приносят компании только затраты на производство.Внедрение — готовый продукт внедряется в работу и презентуется на рынке. Рост продаж происходит медленно, прибыль от работы пока не покрывает расходы.Рост — пик активности продаж. На этом этапе появляется прибыль, в полной мере покрывающая расходы. Погашение — продажи по-прежнему демонстрируют рост, но прибыль постепенно снижается из-за уменьшения цены.Снижение — показатели продажи и прибыли уменьшаются. На последней стадии бренду стоит поменять систему маркетингового позиционирования или улучшить характеристики услуги.Маркетинг в сфере услугМаркетинг направления — это работа над стратегией, нацеленная на продвижение услуг: от организации обучения персонала до аренды помещения, в котором располагается компания. Маркетинг услуг состоит из информационного контента, рекламы, создания привлекательного сайта или профиля бренда в социальных сетях и других способов повышения продаж.Характеристика рынка услугОбъекты рынка услуг — это невещественные блага, но их приобретение организовано по законам товарного производства. Только торговые процессы здесь проходят динамичней, так как главный объект торговли не хранится у заказчика. Поэтому клиенты постоянно в поиске подходящих компаний, а бренды учатся быстро реагировать на потребительский спрос и улучшать сервис.С помощью маркетинговых приемов компании стараются привлечь аудиторию к продукту. Для этого используют сегментацию аудитории, таргетинговую рекламу и определяют позиционирование. Значение сегментации рынкаПод сегментацией подразумевают маркетинговую стратегию, в основе которой лежит разделение рынка на группы по общим характеристикам. Выбор ниши помогает лучше расходовать ресурсы и упрощает управление бизнесом. Сегментация позволяет лучше чувствовать потребности клиентов и удовлетворять их в соответствии с актуальными запросами аудитории.ЗаключениеРынок услуг стал обширнее, чем рынок товаров. Это увеличение — отличительная черта экономического прогресса, становление которой можно наблюдать на примере развитых стран. Кроме того, в реализации услуг есть нематериальная составляющая, поэтому в условиях современного рынка стоит постоянно повышать их качество. К поиску по словамАртур ЗахаровКонтент-менеджер