Словарь маркетологаСэмплинг 6 июня 2022 11 мин на чтение 3 857 Артур ЗахаровКонтент-менеджер Содержание Нет времени читать? 8752318.222.166.127 Нажмите, чтобы проголосовать Сэмплинг 0 5 0 0Сэмплинг — инструмент маркетинга, который обязательно обратит внимание людей на бренд, ведь он дает возможность оценить качество изделий или услуг компании без затрат. Как работает этот вид промоакций и как его организовать — читайте в статье.Что такое сэмплингСэмплинг (с англ. sample — образец или пробник) — это бесплатная раздача образцов товара потенциальным клиентам с целью активизировать их интерес к будущей покупке. В качестве объекта для бесплатного предложения может быть сам товар, аксессуары к нему, тест материалов и оборудования.Цели Основная задача инструмента — вызвать живой интерес потенциальных клиентов, стимулировать спрос на продукты бренда. Бесплатный шанс оценить товар или услугу привлекает людей, даже тех, у которых сейчас нет желания или средств для покупки. При правильно организованном сэмплинге можно поднять настроение людям и расположить их к бренду, удержать постоянных клиентов и увеличить базу новых покупателей.Преимущества и недостаткиПроведение сэмплинга увеличивает лояльность бренда, его узнаваемость и престиж, а также отличается следующими преимуществами:Повышение заинтересованности потребителей. После теста клиент становится смелее и активнее.Возможность оценить реакцию на продукцию компании. Например, во время дегустации сразу видно, как покупатели отнесутся к предложению.Количество возвращенного товара уменьшается. Потребитель сначала тестирует продукт (инструмент, еду, материал, запах), поэтому делает выбор осознанно и не приходит разочарованным за возвратом денег.Легкий сбыт нераспроданного товара. Залежавшуюся продукцию можно реализовать, организовав сэмплинг. Минусы метода:дополнительные расходы, крупные компании тратят на сэмплинг до 15-30% бюджета на маркетинговые цели;положительный результат принесет только тщательный выбор продуктов, которые можно представить на оценку аудитории;много товара уйдет бесплатно и не принесет прямой выручки.Для успешного проведения кампании необходимо подсчитать, какое количество товара раздавать в том или ином месте, чтобы как можно шире охватить аудиторию.Виды Маркетологи выделяют несколько видов сэмплинга. Выбор вида зависит от типа продукции, условий для его проведения, особенностей целевой аудитории.Horeca samplingПрименяется в сферах horeca — кафе, ресторанах, отелях, развлекательных заведениях. Оптимальное решение для рекламы алкогольной, табачной, кальянной продукции. Часто такие товары предлагают как комплимент от заведения. Повышение уровня продаж благодаря этой акции не самое стремительное, но это помогает повысить престиж бренда.Pack swapЭто обмен чего-либо на товар вашего бренда, чтобы прорекламировать продукцию. Для обмена в Pack swap может подойти, к примеру, пачка сигарет, зажигалка, помада, дезодорант или любой предмет, который человек носит с собой. Маркетинговый ход примечателен тем, что потребитель может оценить преимущества продукта и сравнить с тем, который у него был. Реализовать такой сэмплинг не просто из-за привычек, недоверчивости и стеснительности людей.Wet samplingЭтот метод дегустации работает как приманка. Людям предлагают попробовать разные продукты питания. Стенд для реализации wet sampling устанавливают непосредственно на месте продаж, чтобы клиенты сразу могли приобрести понравившиеся товары.Dry samplingЭтот вид сэмплинга предполагает раздачу пробников, которые можно использовать лишь дома — это товары гигиены, бытовой химии, продукты быстрого приготовления. Но неизвестно, будут ли ими пользоваться, ведь люди могут не использовать их месяцами. Метод в большей степени работает на повышение престижа бренда.Места проведенияНемаловажно на успех сэмплинга влияет место реализации. Рекомендуется проводить акцию рядом с вашей точкой продаж или недалеко от нее. Также обратите внимание, что место должно быть:площадкой с массовой проходимостью;как можно ближе к целевой аудитории;чистым и привлекательным, комфортным в зимний и летний сезон.Часто компании проводят сэмплинг в торговых и развлекательных комплексах, кинотеатрах, супермаркетах.В каком случае стоит проводить сэмплингМнение аудитории значимо для маркетингового отдела и планирования дальнейших шагов в бизнесе. Так сэмплинг будет полезным для:рекламной кампании нового продукта;оценки расположенности аудитории;поиска путей оптимизации отдельной товарной позиции;принятия решения о характеристиках будущего изделия.Затраты и трудности внедренияСэмплинг — один из дорогостоящих видов акций. В зависимости от масштаба проведения акций необходимы крупные финансовые затраты на промоутеров, дополнительное оборудование, материалы, логистику. Желательно сводить затраты к минимуму, например, можно сэкономить на аренде или упаковке, но главное, не оттолкнуть клиентов жадностью. Недостаток сэмплинга как маркетингового инструмента лишь в сложности оценить, как он влияет на авторитет компании, увеличивает рынки сбыта. Другие трудности — выбор места для мероприятия, оптимального времени, определение целевой аудитории, подбор людей для грамотного проведения мероприятия. ИнструментыГлавное в сэмплинге — взаимодействие и приятные подарки.Раздача бесплатных образцов продукцииПодготовьте маленькие образцы товара, к которому желаете вызвать интерес: нарезанную продукцию, духи в мини-упаковке, аккуратный стаканчик с напитком. Если образец для домашнего использования, красиво и надежно упакуйте его.Раздача рекламных материалов с пробникомАктуален для реализации косметических средств, например, пробников крема для лица, прикрепленных в журнале или буклете. Полиграфические материалы должны быть высокого качества, привлекательные и отпечатаны на дорогой бумаге, а сам образец продукции иметь длительный срок действия.Подготовка покупателя к сэмплингуСэмплинг не должен занимать много времени на подготовку, иначе посетители уйдут. Заранее подготовьте вешалку для желающих снять верхнюю одежду, а для дегустации — держите наготове столовые приборы.План организации сэмплинг проектаЧтобы акции сэмплинга оказались удачными, нужно учесть основополагающие принципы при подготовке.ПерсоналДля общения с потребителями специалисты должны быть подготовлены: грамотно разговаривать и опрятно выглядеть. Нельзя допускать хамства, отталкивающих привычек и вызывающего поведения.Место и времяАкцию лучше проводить в дни наибольшей посещаемости вашего магазина или торгового центра. Например, если целевая аудитория — молодежь, то лучше работать в торговых центрах и в вечернее время.Контроль за поведениемВо время акции нужно регулярно проверять персонал, корректировать работы, своевременно реагировать на изменчивые ситуации, при необходимости устраивать планерки, для предотвращения ошибок.Оценка эффективностиЧтобы провести оценку акции, нужно:Оценить соотношение уровня выручки в обыкновенный день и в день проведения акции. В последнем случае она должна быть выше, вплоть до двукратного значения.Подсчитать затраты на единицу продукции. Разделить сумму затрат на количество проданного товара в день акции. Чем ниже полученное число, тем лучше.Об успехе проведенного события говорит прибыль от продаж в акционные дни, которая перекрывает затраты на реализацию.Как повысить эффективность сэмплингаДля эффективного сэмплинга маркетологи рекомендуют:дарить образцы продукции после покупки на определенную сумму или накопления баллов;распространять пробники среди постоянных покупателей;вкладывать тестер в каталог магазина;выбирать подходящее место для акции и подготовленных сотрудников.ЗаключениеСэмплинг — непростой в реализации инструмент, который при грамотном применении может дать впечатляющий результат. Позволяя потребителю бесплатно попробовать свой продукт, вы завоевываете его доверие. Так возрастает узнаваемость бренда и интерес к продукции. К поиску по словамАртур ЗахаровКонтент-менеджер