Словарь маркетологаOut-of-stock 15 июня 2022 6 мин на чтение 23 452 Артур ЗахаровКонтент-менеджер Содержание Нет времени читать? 882083.142.200.102 Нажмите, чтобы проголосовать Out-of-stock 0 5 0 0Каждый покупатель хотя бы раз был в ситуации, когда на полках магазина отсутствовал нужный товар или при оформлении онлайн-заказа всплывало сообщение о том, что выбранной позиции нет на складе. Подобное явление называется out-of-stock (аут оф сток), что это такое и в чем его опасность — читайте в статье.Что такое out-of-stockOut-of-stock — это ситуация, когда товар уже внесен в отчетность, однако ни на витрине, ни на складе его нет. Сюда не относят продукцию, которая только прибыла к ритейлеру и данные о ней в системе пока отсутствуют. Out-of-stock грозит компании финансовыми осложнениями, ведь клиенты не смогут купить желаемый товар, а компания потеряет весомую часть дохода. Чтобы не столкнуться с этой проблемой, нужно учитывать причины его возникновения и особенности.Характеристики out-of-stockЭто явление характеризуется:частотой ситуаций, при которых нужный товар отсутствовал в определенный промежуток времени;количеством таких ситуаций, возникших единовременно за выбранный промежуток времени;длительностью момента отсутствия нужной позиции;доступностью продукции компании для покупки;упущенными продажами, исчисляемые в единицах товара и денежном эквиваленте;числом клиентов, не получивших желаемый товар.Причины возникновенияПричины, из-за которых образуется out-of-stock, связаны с внешними и внутренними факторами.Неправильное прогнозированиеАналитики прогнозируют покупательский спрос на все позиции, но не всегда его угадывают. Иногда товары продаются быстрее, чем было задумано. Например, это может произойти из-за активного распространения рекламы или сезонности. Несмотря на то, что скачки учитываются при формировании стратегии продаж, не всегда получается избежать ошибок.Недочеты магазинаК недочетам относится медленная работа сотрудников торговой точки, которые не выложили товар со склада на витрину. Также характерная проблема — неточность при учете, из-за чего некоторые позиции в зале отсутствуют.Ошибки поставщикаНедочеты работы поставщика могут возникать при формировании логистики и графика поставок нового товара, которые не выполняются вовремя. Проблема может быть связана с недостаточной скоростью производства, не успевающей за развитием бренда и увеличением клиентского спроса, или из-за активной рекламной кампании, в результате которой продукция продана, в то время как новую еще не успели изготовить. Так компания теряет деньги на непроданных товарах, а эффективность рекламы значительно снижается.Возможные последствияOut-of-stock — частая проблема владельцев бизнеса. В результате сложившейся практики показатель в 5% недостатка товаров считается нормой для торговых точек. Если ритейлер превышает установленную норму, у бизнеса возникают проблемы:Клиенты становятся менее лояльными. Посетители не будут ждать поступления и отправятся в магазины конкурентов.Снижается показатель прибыли. Из-за потери доверия и лояльности клиентов у компании начинаются финансовые трудности, связанные с отсутствием продаж. Уменьшается точность прогнозирования. Компания составляет прогноз продаж, ожидая повышенный спрос на определенные товары, а покупатель уже приобрел их у конкурентов. Невостребованная продукция хранится на складе, занимает место, портится, теряет актуальность и приносит компании новые финансовые проблемы.Способы борьбы с OOSПолностью избавиться от этой проблемы сложно, но можно организовать работу так, чтобы снизить риски и количество неприятных последствий. Для улучшения ситуации можно выделить некоторые способы:проведение глубокого анализа ключевых показателей продаж;организацию процесса инвентаризации;контроль остатков продукции;оптимизацию партий товаров, которые присылает поставщик;использование современных сервисов для отслеживания оставшейся продукции.ЗаключениеOOS — распространенная проблема многих магазинов, из-за которой теряется часть прибыли и ухудшаются отношения бренда с клиентами. Чтобы избежать возникновения out-of-stock, компания должна мониторить количество продукции, распределять излишки и своевременно заказывать новые поставки. Это поможет всегда размещать на полке нужный для клиентов товар и стабильно удерживать высокие экономические показатели. К поиску по словамАртур ЗахаровКонтент-менеджер