Словарь маркетологаНепрямые (косвенные) продажи 4 марта 2023 7 мин на чтение 4 847 Артур ЗахаровКонтент-менеджер Содержание Нет времени читать? 800293.144.42.174 Нажмите, чтобы проголосовать Непрямые (косвенные) продажи 0 5 0 0Непрямые продажи — канал продаж, при котором реализация товаров или услуг осуществляется без прямого контакта между продавцом и покупателем, а через посредников. В роли последних могут выступать партнеры, дистрибьюторы, реселлеры или системные интеграторы. Косвенные продажи позволяют компаниям эффективно расширять рынок и увеличивать объемы сбыта, не занимаясь поиском и обслуживанием клиентов.Косвенные или непрямые продажи относятся к основному фактору, влияющему на увеличение роста дохода компаний. Главная особенность метода — отсутствие прямого взаимоотношения «продавец-покупатель». Весь процесс торговли проходит через посредников.Что такое непрямые продажиКогда в продаже задействованы только два участника — производитель и покупатель, то такие продажи считаются прямыми. Этот вариант отлично подходит для оптовых продаж, когда клиенты берут товар большими партиями и находятся в одном географическом районе. При участии в товарообороте посредников возникает понятие «косвенные продажи».В чем отличие от прямыхПрямые продажи отлично подходят для малого и среднего бизнеса, для компаний, которые еще не сумели себя зарекомендовать на рынке производителей, либо политика их работы допускает только такой вид продаж.Главное отличие прямых и непрямых продаж — возможность общения между продавцом и покупателем. К прямым продажам можно отнести деятельность интернет-магазинов, продажи по телефону. Сделки, в которых продавец вступает в диалог с покупателем, всегда будут считаться прямыми.Непрямые продажи свойственны для крупных компаний, товары которых доступны только через посреднические реализации (дилеры, дистрибьютеры).Задачи и функцииЕсли компания заинтересована продавать продукцию широкому кругу потребителей, без помощи посредников не обойтись. Так как они будут решать такие задачи как:Баланс между спросом и предложением. Производитель выпускает товар крупными партиями и объем по факту превышает спрос потребителя. Эту проблему могут разрешить посредники, каждый скупает часть товара и дальше реализует его.Нейтрализация разницы между временем производства и временем потребления. Для многих товаров характерна сезонность. Посредники найдут способ реализовать товар, например, при помощи акций и скидок.Доставка товара до потребителя при его нахождении в различных точках страны и даже мира.Информирование клиента о товаре.Функции посредников:доставка продукции;хранение товара;применение маркетинговых компаний;инвестирование;формирование ассортимента;принятие возможных рисков.Виды косвенных продажВыбор сразу нескольких посредников позволяет максимально расширить территорию распространения продукции.ДистрибьюторствоПроизводитель дает право реализовывать свои товары небольшим оптовикам и розничным организациям.ДилерствоВ качестве дилера выступает оптовый покупатель, закупающий товар с целью дальнейшей реализации. Он может специализироваться только на конкретном виде товара или заниматься параллельно продукцией конкурентов.ФранчайзингФранчайзинг заключается в передаче товарного знака продавца с использованием:фирменного стиля;ассортимента;формы обслуживания и пр.Это копия оригинала, которая реализуется по его законам и правилам.МерчендайзингМерчендайзинг увеличивает продажи при размещении продукции в магазинах за счет маркетинговых техник. Например, товар распределяют на более заметные места, используют ценники с дизайном и пр.Преимущества и недостаткиИз преимуществ непрямых продаж выделяют:расширение торговых точек, реализующих продукцию;охват большей территории продаж;снижение затрат на сбыт и продвижение товара;повышение уровня узнаваемости бренда и продукта.Недостатки непрямых продаж:усложнена структура управления каналом;возможна потеря контроля над продажами, продвижением и установлением цен;потребуется делиться прибылью;риск возникновения конфликтов между посредниками.Пример непрямых продажСамый популярный пример косвенных продаж — супермаркеты или дистрибьюторы, торгующие широким ассортиментом. Изготовитель выпускает продукцию и реализует их через поставщиков, которые поставляют товар на прилавок, где его приобретает покупатель.ЗаключениеКогда компания решает прибегнуть к услугам посредников, значит бизнес перешел на новый уровень развития: он больше не может сам справляться с реализацией выпускаемого объема товара, в котором нуждается рынок. Главная задача непрямых продаж — выбрать надежных и подходящих посредников между компанией и потребителем. Необходимо строить долгосрочные партнерские отношения, поощряя крупные объемы закупок и выполнение маркетинговых функций. К поиску по словамАртур ЗахаровКонтент-менеджер