Словарь маркетологаНеценовая конкуренция 19 апреля 2022 12 мин на чтение 32 440 Артур ЗахаровКонтент-менеджер Содержание Нет времени читать? 800403.21.12.88 Нажмите, чтобы проголосовать Неценовая конкуренция 0 5 0 0Владельцы бизнеса часто используют цены на товары в качестве регулирующего фактора, который призван повысить конкурентоспособность за счет привлечения внимания клиентов. Поэтому снижение цены — простой способ работы с клиентами, но который не всегда действует безотказно. Рано или поздно цены приходится поднимать, из-за чего покупатели переходят к конкурентам. Поэтому завоевывать лояльность лучше с помощью неценовой конкуренции.Что такое неценовая конкуренцияНеценовая конкуренция — это разновидность борьбы на рынке, которая привлекает внимание покупателей не за счет стоимости товара, а за счет других рыночных факторов. Это выражается в расширении ассортимента, улучшении характеристик товаров, дизайна, внедрении новых технологий, гарантийном обслуживании.Чем отличается от ценовой конкуренцииПри ценовой конкуренции главным фактором привлечения внимания становится снижение стоимости продукта. При неценовой используются другие методы. В первом случае уменьшают стоимость за счет снижения расходов на выпуск продукта. Во втором случае расходы не уменьшаются, благодаря чему товар или услуга не теряют качества.Когда применяетсяНеценовая конкуренция используется когда:Нет возможности уменьшить стоимость продукта. Это может быть связано с государственным надзором или с наличием картельного соглашения, регламентирующего минимальную цену.Покупательский спрос больше предложения.При производстве и распространении продукции потрачена большая сумма, из-за чего снижение стоимости становится убыточным для компании.Преимущества и недостатки неценовой конкуренцииПодобная стратегия на рынке характеризуется плюсами и минусами, зависящими от способа применения этого инструмента. Преимущества неценовой конкуренции:доступность для собственников бизнеса;лояльность покупателей;конкурентам понадобится время на разработку собственной политики неценовой конкуренции;компании могут сосредоточиться на тех инструментах, которые подходят больше всего (разработка нового дизайна или рекламная кампания).Недостатки:из ЦА исключаются клиенты, для которых главным фактором выбора продукта остается стоимость;необходимость нанимать профессионалов для правильной реализации неценовой политики;противодействие со стороны конкурентов.Виды неценовой конкуренцииВиды неценовой конкуренции используются не по отдельности, а сразу несколько для усиления эффекта.ПродуктоваяЗаключается в обширном ассортименте. Производитель увеличивает выпуск продукции, магазины закупают больше товаров для привлечения клиентов.ФункциональнаяОсновывается на расширении сферы через внедрение услуг, не относящихся к деятельности компании. Например, в торговом центре ставят устройство для ксерокопий, а напротив отделения банка — кофейный аппарат.СервиснаяЭтот вид должен удовлетворить потребности покупателя через хороший сервис. Сюда относится организация круглосуточной техподдержки, бесплатная доставка. Для этого требуются грамотные сотрудники.ИнновационнаяОснована на оперативном внедрении технологических новинок. К этому виду относят онлайн-консультации, возможность заказать продукты на сайте, мобильные приложения для управления личным кабинетом.Дифференциация продуктаГлавная цель ― придание товару особенных свойств. Товар выделяют в глазах потребителя среди другой продукции сегмента, наделяют незаменимыми качествами.КоммуникативнаяИспользуется чаще в розничной торговле. Основывается на создании ощущения у клиентов, что они принадлежат к определенной социальной группе, для которой характерен одинаковый образ жизни. Например, магазины с вегетарианской продукцией.Реклама и продвижениеС помощью рекламы привлекают внимание, повышают узнаваемость бренда и интерес к товару. Правильно спланированная рекламная кампания заставляет покупателей делать покупки даже без учета характеристик товара.НаправленияНеценовая политика строится по одному из двух, а иногда и сразу по обоим направлениям:конкуренция в области рынков сырья;конкуренция в области сбыта товаров или реализации услуг.ФормыПопулярные формы неценовой политики:увеличение ассортимента;улучшение качества обслуживания;предоставление выгодных условий сотрудничества;оформление привлекательного дизайна;длительная гарантия;проведение масштабной рекламной кампании.Основные стратегии неценовой конкуренцииПри проведении политики неценовой конкуренции компания производит товар с улучшенными характеристиками или пересматривает систему сбыта. Оба направления представляют собой важные стратегические решения, которых необходимо придерживаться последовательно.Основные отраслиЕсть две основные отрасли, они взаимодополняют друг друга и редко используются отдельно.Дифференциация продуктаОснована на изменении товаров и услуг или смене их позиционирования на рынке. Это помогает выработать уникальный продукт, к которому можно добавить дополнительные сопутствующие услуги по сопровождению и обслуживанию сделки. Это сформирует в глазах потребителей дополнительную ценность продукта.Реклама и продвижениеАудиторию заинтересовывают за счет рекламы и PR кампаний. Это способ привлечь внимание к переработанному или новому продукту. При организации продвижения важно выделить особенности товара или услуги, которые будут ориентированы на целевую аудиторию.Методы неценовой конкуренцииВ методы неценовой конкуренции входят:предоставление преимуществ через улучшение продуктов: расширение ассортимента, улучшение качества товаров, дифференциация;стимулирование сбыта товаров: выдача пробных образцов, проведение лотерей, акций, скидок, организация игр и других мероприятий;организация рекламы и выстраивание связей с общественностью: разные форматы рекламной подачи, презентация продукта на конференциях, коллаборация с другими компаниями.Примеры неценовой конкуренцииВнедрение новой стратегии происходит разными способами, рассмотрим наиболее популярные.Программы лояльностиКомпании вводят программы лояльности для удержания клиентов. С помощью клубных карт они получают скидки, подарки, копят баллы, что заставляет привязываться к бренду и покупать продукцию.Уникальные торговые точкиЭто помогает привлечь внимание клиентов необычным дизайном и функционалом торговой точки. Такой способ хорошо подходит для воздействия на старых покупателей и новых.Накопление положительных отзывовПоложительная репрезентация подкупает клиентов, они начинают считать товар или услугу проверенными. Отзывы реальных людей стимулируют других покупателей.Послепродажное обслуживаниеКачественный сервис повышает лояльность клиентов и укрепляет уверенность в качестве товара. Компании это обходится не так дорого и одновременно формирует ее важное конкурентное преимущество на рынке.Неценовая конкуренция и сверхприбыльСверхприбыль — это доход, который компания может получить больше показателей стандартной выручки. Ценовая конкуренция создает возможности для получения сверхприбыли на короткий период, в то время как неценовая конкуренция требует длительных усилий, но работает на долгий срок. Приемы этой стратегии формируют лояльную базу клиентов, готовых приобретать у компании больше товара по фиксированной стоимости.Стимулы для неценовой конкуренцииИспользуют несколько основных стимулов построения стратегии неценовой конкуренции.Регулирование ценВлияние на стоимость товаров — не прямое условие формирования политики неценовой конкуренции. Когда другие компании снижают цены на предлагаемые продукты, бизнесу стоит не следовать их примеру, а создавать собственную стратегию продвижения на основании неценовых факторов.Акты сговора и картельных соглашенийПри заключении картельных соглашений участники рынка договариваются о покупке или продаже продукции по определенной стоимости. Договор регулирует объемы продаж, закупок для давления на текущий уровень цен. Это становится причиной внедрения стратегии неценовой конкуренции, что обусловлено невозможностью компании повлиять на это другими методами.Дела с участием совместных предприятийСовместные предприятия — это способ сотрудничества сторон, при котором происходит взаимодействие. Это помогает создать выгодные для обеих сторон условия.Антимонопольное право и неценовая конкуренцияКонкуренция ― неотъемлемая часть рынка, так как создает условия для эффективного использования ресурсов. Антимонопольное законодательство не ограничивает методы неценовой конкуренции, если бизнес действует в рамках закона. В ином случае антимонопольное регулирование происходит следующим образом:поощрение формирования товаров-заменителей;поддержание форм среднего и малого бизнеса;привлечение инвестиций, создание совместных предприятий;финансирование мероприятий по расширению товаров для устранения главенствующего положения субъектов.ЗаключениеНеценовая конкуренция ― составная часть рыночных отношений, которая помогает бизнесу привлекать клиентов. В перспективе такая стратегия приводит гораздо большую аудиторию, чем одномоментное снижение цен, однако для этого необходима проработанная политика, включающая в себя несколько инструментов. К поиску по словамАртур ЗахаровКонтент-менеджер