Словарь маркетологаКорпоративная стратегия 6 июня 2022 11 мин на чтение 17 161 Артур ЗахаровКонтент-менеджер Содержание Нет времени читать? 8757718.117.77.51 Нажмите, чтобы проголосовать Корпоративная стратегия 0 5 0 0Для корпораций и многоотраслевых компаний недостаточно обычного бизнес-плана. Для планирования целей и их достижения нужна корпоративная стратегия, которая будет учитывать развитие каждой отдельной отрасли и направления для инвестиции. Корпоративную стратегию составляют топ-менеджеры компаний, а руководство ее одобряет. Каждое решение должно быть взвешенным, потому что в реализацию плана вкладываются время и деньги. Выбранная стратегия может оказаться успешной или закончиться провалом, если составить ее неправильно.Что такое корпоративная стратегияКорпоративная стратегия — это долгосрочный план развития многоотраслевой компании, ведущей бизнес в разных направлениях. Главные вопросы, которые она решает: направления развития, роль корпоративного центра в управлении бизнесами и степень независимости каждого из них. В зависимости от портфеля корпорации план помогает выбрать бизнес-направления, в которые выгоднее вкладывать время и инвестиции, разработать индивидуальные бизнес-планы и понять, как на них влияет корпорация.Цель стратегического планированияЦель стратегического планирования — проанализировать внутреннюю и внешнюю среду, предложить альтернативные варианты и выбрать лучший из них. Цели стратегического планирования направлены на:выбор направления для инвестиций;распределение ресурсов между бизнес-единицами в портфеле;решения о диверсификации и интеграции;изменения структуры компании.Виды корпоративной стратегииМожно выбрать несколько вариантов корпоративных стратегий для развития.Стратегия диверсификацииЦель диверсификации — выбрать новые отрасли для корпорации. С помощью аналитики выбирают перспективные направления, которые оптимизируют процессы, сокращают риски, издержки и открывают доступ к новому сегменту рынка. Есть три пути диверсификации:Покупка готовой единицы бизнеса. Самый простой и быстрый способ, но затратный. Необходимо взвесить все «за» и «против» и определить, оправдываются ли инвестиции.Создание с нуля. Оценивают ресурсы и компетенцию. Этот путь выбирают компании с опытом и хорошей конкурентной позицией.Создание совместных предприятий. Такой вариант выбирают корпорации в узких нишах с высокими рисками и в технологических отраслях. Связанная диверсификацияСвязанная диверсификация подразумевает расширение в схожей отрасли. Соответствие может быть в:поставках — имеют схожие потребности в ресурсах;производстве — один и тот же ресурс используют для разных продуктов;исследованиях — имеют общие знания и технологии;маркетинге — используют одинаковые ресурсы для узнаваемости и лояльности.Несвязанная диверсификация При несвязанной диверсификации бизнес-единицы в корпорациях имеют разные направления. Такое происходит, когда родительская компания планирует перейти в новую для себя область рынка, для чего покупает готовый бизнес, который не приносит особой прибыли, но имеет потенциал. После покупки перестраивают внутренние процессы дочерней компании, устанавливают новые порядки и ценности. Стратегия интеграции Для снижения зависимости от внешней среды используют стратегию интеграции. Конечная цель интеграции — вовлечь компанию в как можно больше процессов с максимальной выгодой, расшириться через добавление новых структур.Интеграция направлена на горизонтальный или вертикальный охват.Стратегия горизонтальной интеграции При горизонтальной интеграции компания объединяется с конкурентами, чтобы на определенном этапе задействовать общие ресурсы ради выгоды (например, пользоваться одной логистикой). Также горизонтальную интеграцию применяют, чтобы выйти на новый рынок, расширить ассортимент и получить быстрый доступ к новым технологиям и ресурсам.Есть два варианта — слияние и поглощение. В первом случае две или несколько компаний объединяются в одну с новым названием. Во втором — одна компания приобретает другую или другие, при этом покупатель сохраняет свое имя.Стратегия вертикальной интеграцииВ вертикальной интеграции компания стремится участвовать в каждом звене отраслевой цепочки, для чего открывает свои подразделения на разных этапах производства. Например, начинает делать упаковку самостоятельно, а не закупать. За счет такой стратегии расширяется сфера занятости компании, укрепляется ее конкурентная позиция, снижаются затраты на производство, появляется больше контроля над промежуточными процессами. Вертикальная интеграция осуществляется двумя способами: корпорация создает подразделение в новом звене отрасли с нуля или поглощает уже задействованную в нужной сфере компанию.Факторы корпоративной стратегииНа разработку корпоративной стратегии влияют внешние и внутренние факторы.Внешние факторы — все, что не зависит от компании. Нужно учитывать:социальные, политические, гражданские и правовые нормы;привлекательность отрасли;уровень конкуренции;использование новых технологий;перспективу роста;возможные риски;особенности потребителя, его потребности и желания.Внутренние факторы напрямую зависят от деятельности корпорации. Их рассматривают, чтобы понять, подойдет ли стратегия данной компании. Учитывают силы и слабости, философию бизнеса, ценности, культуру в коллективе и даже этические принципы руководства. На основе факторов корпоративной стратегии делают вывод и выбирают подходящую альтернативу.Принципы успешной стратегииЧтобы выработанная стратегия была успешной, нужно следовать нескольким принципам:Придерживайтесь пошаговой разработки и будьте внимательны к деталям. Оцените все возможности компании и решите, как можно их использовать. Ставьте выполнимые цели. Корпоративная стратегия компании не будет успешной, если она не соответствует ее возможностям.Создайте уникальный бренд. Подумайте, что исключительного и неповторимого есть в компании, опирайтесь на это знание. Рискуйте разумно. Без рисков никак, но они должны быть оправданы. Если риски непропорциональны выгоде, то выбирайте безопасную альтернативу.Четко формулируйте цели. Важно не просто заявить «прибыль — миллион», а разработать поэтапный план и определить конкретные шаги к достижению цели.План разработки корпоративной стратегииПеред тем, как составлять корпоративную стратегию, подготовьте краткий бизнес-план для каждой единицы. После формирования портфелей, принципов и структуры доработайте бизнес-планы. И уже на их основе разрабатывайте финальную версию корпоративной стратегии. Каждый этап корпоративной стратегии одобряет руководство:Анализ внешней среды, отрасли и похожих сфер. Создают картину ситуации, по которой продумывают альтернативные сценарии.Анализ внутренней среды.Разработка стратегического видения. Определяют текущий статус компании, цели и пути их достижения.Сравнение и выбор между альтернативами. Рассматривают сильные и слабые стороны каждого варианта, выгоду и риски. Определение полномочий управляющей компании.Формулировка корпоративной стратегии. Сделав выбор между предложенными альтернативами, разрабатывают план достижения целей с учетом видения компании.Корпоративная стратегия — это непрерывный процесс. План регулярно пересматривают и обновляют. Примеры успешной корпоративной стратегииОдин из хороших примеров корпоративной диверсификации — пивоварня Boddingtons Brewery. Изначально дела компании шли плохо, так как в этой отрасли было много крупных конкурентов. Но основатели Boddingtons Brewery владели ценным ресурсом — знаниями и опытом в торговле и обслуживании. Спустя некоторое время они приобрели ряд гостиниц, оздоровительных центров и домов престарелых, при этом сохранив и расширив сеть пабов. Крупнейший интернет-магазин Amazon выбрал вертикальную интеграцию в качестве стратегии развития. Сначала компания продавала только книги, однако со временем ассортимент расширился до товаров всех категорий. Сейчас Amazon имеет собственные марки (например, AmazonBasics) и логистику.ЗаключениеПравильно составленная корпоративная стратегия — первый шаг на пути к успеху. При ее разработке важно помнить о целях, учитывать особенности каждого направления многоотраслевой компании. А также не забывать, что любое развитие требует постоянной оценки. К поиску по словамАртур ЗахаровКонтент-менеджер