Словарь маркетологаХлебные крошки 18 апреля 2023 8 мин на чтение 2 020 Артур ЗахаровКонтент-менеджер Содержание Нет времени читать? 806173.21.248.105 Нажмите, чтобы проголосовать Хлебные крошки 0 5 0 0Хлебные крошки (от англ. breadcrumbs) — это навигационная последовательность, которая отображает движение пользователя от корневой папки сайта до раздела, в котором он в данный момент находится. Инструмент напоминает меню с вложенной структурой. Хлебные крошки нужны для увеличения юзабилити сайтов и упрощения работы с операционными системами, СМS и файловыми менеджерами. В операционных системах компьютеров подобный навигационный принцип используется повсеместно. Например, чтобы добраться до нужного файла, мы проходим маршрут: «компьютер – диск – папка 1 – папка 2 – документ» Хлебные крошки на сайте отображаются вверху страницы и работают похожим образом.Зачем нужна навигационная цепочка, когда в том же браузере есть кнопка вернуться назад? Нажал несколько раз и готово. В принципах юзабилити: чем быстрее пользователь попадает на нужную ему страницу, тем выше его лояльность. Удобнее нажать на ссылку в хлебных крошках, а не двигаться поступательно назад.Какие ещё функции выполняют хлебные крошки на сайте?Помимо помощи пользователям в быстром передвижении по разделам, дублирующая навигация воздействует на юзабилити и SEO характеристики:Показывает пользователю и поисковым роботам структуру веб-ресурса.Указывает посетителю, в каком разделе он находится. Чем понятнее расположение страниц, тем выше вовлеченность и лояльность пользователей. Для онлайн-магазина это означает прирост трафика и продаж.Эта навигация и своеобразная перелинковка, которая естественным образом улучшает поведенческие показатели: глубину просмотра, посещение страниц, время сеанса и другие.Хлебные крошки на сайте с микроразметкой помогают оптимизировать внешний вид сниппета в поисковой выдаче. В итоге ваша запись выглядит аккуратно, удобочитаемо и привлекательно для потенциальных клиентов.Преимущества навигацииОдностраничники, Landing Page не используют хлебные крошки из-за простой внутренней иерархии. Для информационных и новостных порталов, корпоративных представительств, онлайн-магазинов навигационная цепочка должна быть по определению. Приведем главные преимущества такой позиции:Оптимизация внутренней иерархии. С помощью дублирующей навигации все страницы связываются в единую структуру. Это помогает органически наращивать ссылочную массу без риска фильтров ПС.Хлебные крошки высоко ценятся поисковыми системами. Они дополняют функционал карты sitemaps и robots.txt.Естественным способом повышают кликабельность баннеров и рекламных ссылок из-за своей связи с URL в поисковой выдаче.Улучшают поведенческие метрики при оценке поисковыми системами. Таким образом, простые хлебные крошки на сайте становятся мощным преимуществом в SEO продвижении.Удобство. Покупатели в интернете мало чем отличаются от оффлайновых посетителей магазинов. Они также любят заботу и внимание к себе. Комфортная навигация – это «золотой» ключик к клиентам.Какими бывают хлебные крошки и примеры использованияЦепочка ссылок имеет две вариации. Передвижение по разделам может происходить на основе внутренней структуры сайта. В этом варианте ссылки отображаются в виде иерархии, как в компьютере. Во втором используется кнопка назад. Рассмотрим примеры навигации, основанные на этих принципах:Хлебные крошки линейного типа показывают весь маршрут посетителя от главной до исходной страницы. Человек может в любой момент «перепрыгнуть» на нужный раздел, а не возвращаться поступательно назад. Однако многие порталы в сети имеют большую вложенность, а путь посетителя представляет собой длинную строку ссылок. Решение нашли быстро – укоротили цепочку, оставив только ключевые точки. Например, разделы товаров – категория – карточка продукта.Второй вариант – хлебные крошки на сайте, основанные на истории перемещений пользователя по разделам. Это дубль браузерной функции «назад», только в виде ссылки в навигации. Выглядит это так: посетитель дошел до карточки товара, но его путь не отображается цепочкой. Взамен устанавливается кнопка «назад к главной» или «назад к каталогу». Такие ссылки неудобны и не информативны, так как не дают возможности изучить весь объем предложений.Существует смешанный тип, когда хлебные крошки линейного вида дополняются кнопкой «назад». Однако используйте такой микс осторожно, чтобы не запутать пользователя и не создать дублирующих ссылок.Как сделать хлебные крошки на сайте: нюансы и особенностиТехнически отобразить навигацию можно опциями Гугла или Яндекса, плагинами и модулями CMS, программным кодом. При создании хлебных крошек необходимо учитывать ряд особенностей:Сделать микроразметку ресурса, чтобы цепочка навигации отражалась в сниппете при выдаче. Это повысит кликабельность ссылок.Хлебные крошки расположите вверху страницы. Дополнительно выделите цепочку курсивом, цветом или увеличьте насыщенность (жирность).Не ставьте навигацию на главной – это признак «плохого тона». Так вы дублируете ссылки, что плохо сказывается на ранжировании. Внимательно проверяйте, чтобы кликабельной в цепочке была предпоследняя ссылка, а не текущая. Это поможет избежать дублей.Не усердствуйте с оптимизацией навигационной цепочки. Поисковики считают ключи, которые входят в этот элемент.Проверьте, чтобы строка не была простым текстом, а отображалась ссылками.Частые ошибкиЧастично мы уже рассказали о них. Это размещение навигации в зоне футера. Почему плохо? Посетители просто не заметят эту цепочку. Другая ошибка заключается в использовании нескольких маршрутов для одной и той же целевой страницы. Например, на карточку товара можно попасть с главной, с каталога или подкатегории, по ссылке с описания. В таком случае цепочка каждый раз отображается по-новому, что не позволяет понять внутреннюю иерархию. Соответственно посетители путаются, а роботы со скрипом индексируют сайт.РезюмеМы изучили, что такое хлебные крошки. Зачем они нужны, какие функции выполняют в юзабилити и SEO. Также узнали, как создавать навигационные цепочки, какие встречаются нюансы и ошибки. К поиску по словамАртур ЗахаровКонтент-менеджер