Словарь маркетологаФирменный стиль 15 июня 2022 13 мин на чтение 9 113 Артур ЗахаровКонтент-менеджер Содержание Нет времени читать? 882523.145.63.148 Нажмите, чтобы проголосовать Фирменный стиль 0 5 0 0Фирменный стиль компании нацелен на создание узнаваемого бренда. Количество компаний на рынке растет, поэтому владельцы бизнеса ищут новые способы привлечения и удержания внимания клиентов. Элементы уникального стиля используют на упаковках, канцтоварах, вывесках, рекламных материалах и электронных продуктах.Что такое фирменный стиль компанииФирменный стиль компании — это совокупность различных элементов, составляющих стилистику бренда. Например, сюда относятся товары, визитки, слоганы, способы общения персонала с клиентами, корпоративная этика. Вместе эти составляющие отличают компанию от конкурентов, формируя образ бренда на рынке.Чем отличается от айдентикиАйдентика в широком смысле определяет внешний образ компании в глазах общественности, заказчиков, клиентов и сотрудников. Она включает в себя не только визуальные элементы, но и общий образ бизнеса, его философию, направления развития, стратегии. Фирменный стиль входит в понятие айдентики, но отвечает только за визуальную индивидуальность бренда, его узнаваемость.Чем отличается от брендбукаБрендбук — это массивный документ о стилистике, позиционировании и идентификации бренда. Его главное отличие от фирменного стиля заключается в иной целевой аудитории. Брендбук устанавливает внутрикорпоративные правила обращения с брендом, а стиль компании стремится повысить ее узнаваемость среди потребителей.Задачи, функции и цели корпоративного стиляГлавная цель корпоративного стиля — увеличить прибыль компании и сформировать лояльную аудиторию. Для этого перед ним ставят задачи:привлечь внимание покупателей и сориентировать их в потоке рекламной информации;повысить эффективность рекламы;оказать психологическое воздействие на клиентов и выработать нужную эмоциональную реакцию;транслировать ценности бренда;улучшить деловую репутацию компании на рынке.К главным функциям относятся:Дифференциация бренда. Помогает аудитории узнавать товары компании среди остальной продукции рынка.Идентификация компании. Знакомит клиентов с индивидуальными «фишками» бренда.Формирование лояльности. Выстраивает позитивный имидж компании среди целевой аудитории, завоевывает доверие покупателей.Рекламное продвижение. Становится визуальной частью маркетингового продвижения.Носители элементов фирменного стиляПолиграфическая продукция компании обязательно должна быть выполнена в корпоративной стилистике. Ее стилизация формирует деловую репутацию и становится частью стратегии продвижения.ВизиткиВизитки стали неотъемлемым элементом корпоративной культуры, они подчеркивают профессионализм сотрудников. Кроме информации о представителе фирмы, на визитке размещают логотип, чтобы клиент ассоциировал его с брендом.БланкиФирменный бланк используют для коммерческих предложений, прайсов, договоров и другой документации. Этот элемент указывает на статусность компании. Он может быть универсальным или содержать отличия в зависимости от цели использования.Папки и конвертыОформленные в соответствующем стиле папки и конверты формируют положительное первоначальное представление о компании. Их часто применяют на деловых встречах, при переписке или в рекламных рассылках. Главное, чтобы папки и конверты были не только визуально привлекательными, но также функциональными и лаконичными.Элементы фирменного стиля и их особенностиКорпоративный стиль складывается из шести визуальных элементов. Товарный знакТоварный знак представляет собой оформленное, запатентованное название компании, которое по закону может использовать только она. Бывает нескольких видов:словесный — название компании в разном шрифтовом исполнении;визуальный — визуальное оформление названия, товара или упаковки продукта;звуковой — определенный ряд звуков, который вызывает устойчивые ассоциации с конкретной компанией (например, фирменная заставка в рекламе);объемный — особая упаковка или форма товара (например, бутылки).ЛоготипЛоготип — это главный графический символ бренда. Обычно он складывается из названия и рисунка, разработанного дизайнером. Логотип выполняет следующие функции:Обыгрывает название. Например, Burger King в логотипе использует фирменные булочки, а Apple — надкушенное яблоко.Передает идеи и ценности бренда. Например, на логотипе спортивного бренда Puma изображен прыжок пумы. Это подчеркивает, что продукция компании придает покупателям силу и ловкость.Рассказывает историю бренда. Это можно наблюдать на примере логотипа Audi, кольца которого символизируют объединение четырех компаний под одним названием.Фирменный цвет и шрифтыКорпоративные цвета задают настроение и формируют нужную эмоциональную составляющую при коммуникации с брендом. Поэтому при выборе фирменной палитры важно изучить психологические характеристики каждого оттенка. Так, красный цвет передает энергию и страсть, синий демонстрирует спокойствие, зеленый — экологичность и свежесть, а желтый — радость и позитив. При разработке стиля не следует смешивать более трех цветов, иначе концептуальная составляющая затеряется. Количество и вид шрифтов также многое могут сказать о бренде. Например, шрифты без засечек используют компании, которые хотят подчеркнуть свою надежность. А витиеватые и рукописные начертания выбирают творческие бренды. Важно правильно подобрать не только сам шрифт, но и жирность, курсив, градиент — все это должно выгодно смотреться на фоне подобранных цветов.СлоганСлоган кратко описывает суть деятельности и миссию бренда. Он содержит в себе посыл, который компания транслирует клиентам через продукты. Среди наиболее удачных примеров можно выделить:«Вот что я люблю» — McDonald’s;«Живи на яркой стороне» — Билайн;«Без твоих идей не обойтись» — Tefal.Персонаж или талисманЧаще всего на роль главного символа компании берут придуманного персонажа, животное или человека. Например, талисманом Евросети стала желтая собачка, у McDonald’s — клоун, у бренда Миф — Мойдодыр из сказки Чуковского. Подобный персонаж выступает в качестве альтер-эго компании, поэтому он должен легко запоминаться и сочетаться с другими элементами корпоративного стиля компании.Как создается фирменный стиль компанииРазработка уникального стиля компании проходит в несколько этапов:Определение целевой аудитории и ее анализ. Предложение, которое соответствует ожиданиям клиентов и удовлетворяет их потребности, очевидно, будет наиболее эффективным и прибыльным.Разработка идеи и формирование главного посыла. Без идеи стиль бренда остается просто текстом или набором графических элементов. На этом этапе обращаются за помощью к дизайнеру, чтобы он объединил все компоненты в единую концепцию.Тестирование выбранной стилистики на фокус-группе. В качестве последней выступают потенциальные клиенты компании, а также ее работники. По итогам тестирования в разработанный корпоративный стиль вносят правки и доработки.Доведение идеи до финала. Для этого необходимо участие профессионалов, среди которых специалисты по рекламе, дизайну, копирайтеры. Разработка стиля начинается с создания брендбука, где собирают все визуальные элементы: цвет, шрифты, слоган, логотип. В дальнейшем брендбук будет описывать стандартные приемы оформления всех элементов стиля компании.Разработка новых продуктов в соответствии с придуманной идеей. Расширение бизнеса, выпуск новых товаров или услуг проводят уже в рамках новой концепции. Она должна быть представлена на разных визуальных элементах, например, визитках, наружной рекламе, бланках.При необходимости концепцию корпоративного стиля можно поменять. Главное, создать громкий инфоповод, а также предупредить клиентов и партнеров о грядущих изменениях.Можно ли создать фирменный стиль самостоятельноРазработка фирменного стиля — трудоемкий процесс, он требует работы нескольких профессионалов. Самостоятельная разработка стиля компании без соответствующего опыта может привести к различным ошибкам и недочетам, исправление которых будет не только дорогим, но и сложным. Особенно это касается тех ситуаций, когда процессы внедрения элементов нового фирменного стиля уже были запущены в работу.Сложности при создании фирменного стиляПри разработке единой визуальной концепции можно допустить ряд ошибок. Так, к главным проблемным моментам относятся:неправильно выбранные цвета — они могут задавать не то настроение, которое хотел вызвать бренд, или плохо сочетаться друг с другом;неправильно подобранный шрифт, который сложно читать;сложность в оформлении носителей, на которых будут располагаться визуальные элементы;использование чужих идей;несоответствие стиля внутренней политике компании.Примеры фирменного стиляГлавными элементами фирменного стиля Coca-Cola стали оригинальный шрифт и красно-белая цветовая гамма. Компания много эксперементировала с форматом выпуска напитка, но эти составляющие неизменны.Корпоративный стиль компании отражен и в иконках мобильных приложений. Например, Twitter в айдентике использует бело-голубую цветовую палитру, что отражено и в логотипе соцсети.За всю историю существования Google сменили логотип шесть раз. Однако изменения касались только шрифтов и очертаний, а вот сама надпись сопровождает компанию с момента создания.ЗаключениеФирменный стиль компании имеет колоссальное значение, ведь он выделяет бренд среди конкурентов, позволяет заявить о его идеологии, обеспечить узнаваемость продуктов. Грамотно продуманный корпоративный стиль располагает и привлекает клиентов, что в дальнейшем положительно влияет на прибыль и популярность компании. К поиску по словамАртур ЗахаровКонтент-менеджер