Словарь маркетологаМаркетинговая среда 18 мая 2023 9 мин на чтение 39 502 Артур ЗахаровКонтент-менеджер Содержание Нет времени читать? 785863.145.178.224 Нажмите, чтобы проголосовать Маркетинговая среда 0 5 0 0Маркетинговая среда предприятия обусловливает эффективность ведения любой коммерческой деятельности. Без этого невозможно полноценно оценить влияние сторонних факторов, которые определяют принципы общения с клиентами, поставщиками, партнерами и прочими участниками рынка. Чтобы выстроить грамотную стратегию, важно понимать, как работает система, и научиться взаимодействовать с ней.Что такое маркетинговая средаМаркетинговая среда — это совокупность характеристик, субъектов и организационных структур, определяющих условия ведения деятельности предприятия. Это та среда, в которой компания функционирует и с условиями которой считается при принятии решений. Сюда относятся все факторы, которые оказывают влияние на возможность компании устанавливать контакты с рынком.Это важный показатель, который необходимо проанализировать перед разработкой маркетинговой стратегии. Для этого применяются разные методы, использование которых зависит от типа анализируемых факторов: внешних или внутренних.Внутренняя маркетинговая средаВнутренняя маркетинговая среда организации основывается на тех потенциальных возможностях, которые имеются у предприятия в области маркетинга и производства. Смысл внутреннего управления в том, чтобы приспособить фирму к изменениям со стороны внешней среды, опираясь на имеющиеся ресурсы.В понятие внутренней среды входят элементы, располагающиеся внутри компании:фонды;численность персонала и его специализация;финансовые резервы;профессионализм руководителей;применяемые технологии;имидж организации;опыт работы компании на рынке.Внешняя маркетинговая средаВнешние элементы маркетинговой среды разделяются на две категории, так как могут принадлежать макросреде и микросреде. Сюда входят все объекты и события, лежащие за пределами предприятия, но при этом влияющие на его работу.Микросреда фирмыК этому понятию относятся все контакты организации с посредниками, конкурентами, клиентами и поставщиками. Это непосредственная работа с участниками рынка, от которых зависит успешность реализации продуктов компании.ПоставщикиСюда входят те субъекты микросреды, которые обеспечивают компанию ресурсами (товарами). Собственникам бизнеса необходимо изучать возможности разных поставщиков, чтобы выбрать самого надежного и экономически выгодного.КонкурентыЭто те компании, которые работают в вашей нише. Они становятся соперниками для других организаций и могут изменить ситуацию на рынке через взаимодействие с поставщиками, посредниками и клиентами. Понимания маркетинговой стратегии конкурентов, знание их сильных и слабых сторон помогает спланировать стратегию развития с упором на конкурентные преимущества.ПосредникиВ эту категорию входят компании или физические лица, которые занимаются продвижением, доставкой или продажей. Посредники могут предлагать свои услуги в сфере торговли, логистики, финансов, маркетинга.ПотребителиЭто те, кто готов купить товар. Поведение потребителей постоянно изучается маркетологами для выработки оптимальных стратегий привлечения внимания клиентов. Именно они создают фирме прибыль, а потому лояльность покупателей ценится дорого и требует продуманной схемы организации бизнеса.АудиторияЭто группы, интересующиеся компанией или влияющие на нее каким-либо образом. Аудитории бывают благотворные (например, спонсоры), искомые (СМИ) и нежелательные (преступные группировки). Соответственно, контактная аудитория может либо положительно способствовать усилиям предприятия, либо мешать достижению целей.Макросреда фирмыЭто системы и факторы, которые косвенным образом воздействуют на фирму через ее микросреду и не подконтрольны ей. Предприятие не сталкивается с ними напрямую, но ощущает серьезное влияние на деятельность.Основные факторы макросредыСреда маркетинга в макрообъеме состоит из:демографических характеристик: численности населения, разделения по возрасту и полу, географии жителей;социально-экономических условий: скорости экономического роста, показателей доходов населения;культурных традиций: обычаев, привычек, степени образованности граждан;научного прогресса: достижений, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы и обновлять продукты;природных условий: местоположения компании, климатических особенностей.Кроме того, в расчет необходимо брать налоговое законодательство, действующее в стране, правовое регулирование деятельности в вашем сегменте.Структура анализа маркетинговой средыВ упрощенном виде она разделяется на макровнешнюю и микровнешнюю. Это помогает глубже вникнуть в происходящие процессы и провести более детальный анализ.Анализ микровнешней средыПод микровнешней средой понимается прямое действие всех субъектов и факторов, которые влияют на способность фирмы обслуживать потребителей. Среди показателей, анализируемых в этом направлении, можно выделить участников рынка, СМИ, организации, регулирующие исполнение законов, и саму компанию.В том случае, когда организация становится фактором микровнешней среды, исследуется эффективность маркетингового управления, зависящая от работы других отделов фирмы.Анализ макровнешней средыСреда маркетинга на этом уровне представляет собой сочетание социальных и природных факторов, оказывающих влияние на элементы микровнешней среды. Они практически не поддаются коррекции, фирме остается только подстраивать свою стратегию под изменяющиеся условия рынка.Существует несколько способов анализа:PEST-анализ (или STEP-анализ) делит внешние факторы на такие категории, как: политические, экономические, социальные и технологические. Такая классификация довольно удобна, несмотря на то, что некоторые аспекты можно отнести к нескольким факторам сразу.Перечень ICEDRIPS позволяет проанализировать среду более подробно. Список включает следующие факторы:инновации;конкуренты;экономические факторы;демография;нормативно-правовая среда;инфраструктура;партнеры;социальные тенденции.Факторы маркетинговой средыЕсть несколько факторов, определяющих формирование маркетингового потенциала компании и особенности его использования. По составу они разделяются на:положительные — способствуют продвижению на рынке;отрицательные — тормозят развитие компании;внешние — относятся к окружающей обстановке;внутренние — зависят от устройства фирмы;контролируемые — компания может на них повлиять;неконтролируемые — требуют применения адаптивной политики;прямые — воздействуют непосредственно на производство;косвенные — влияют опосредованно.При ведении коммерческой деятельности бизнес подвергается влиянию сразу всех факторов, и это требует выработки адаптивной маркетинговой стратегии.Коммуникативные связи организации с рынкомОбратная связь позволяет следить за неконтролируемыми факторами рынка, а также оценивать преимущества и недостатки выбранного способа ведения бизнеса. Это помогает адаптации, то есть осуществлению изменений в первоначальном маркетинговом плане, что помогает фирме эффективно приспосабливаться к окружающим условиям.ЗаключениеМаркетинговая среда предприятия складывается из множества деталей, которые необходимо учитывать при формировании стратегии. Объективный анализ поможет разобраться в ситуации и создать гибкую систему, реагирующую на изменения как на уровне внутренней, так и на уровне внешней среды. К поиску по словамАртур ЗахаровКонтент-менеджер